За последние два десятилетия требования к специалистам, владеющим теорией и методологией управления качеством, а также умеющим эффективно применять их на практике, расширились. Это вызвано значительными изменениями, происходящими как в мировом сообществе в целом, так и в социально-экономических и политических сферах отдельных регионов и стран. Если в начале XX в. проблемы качества в основном воспринимались как инженерно-технические, связанные с необходимостью обеспечения требуемого уровня качества продукции, то к концу столетия качество стало восприниматься как глобальная социально-экономическая проблема.
Поскольку в новом тысячелетии продолжается взаиморазвитие различных сфер деятельности, достаточно сложно четко определить принадлежность той или иной исследуемой проблемы к конкретной области знаний. Исследования проблем качества остаются в центре внимания теории и практики менеджмента.
Сегодня качество стало главным фактором конкурентной борьбы на мировом рынке, символом процветания отдельных предприятий, регионов и целых государств. Промышленно развитые страны, обеспечивающие высокое качество и конкурентоспособность своей продукции на внутреннем и внешнем рынках, занимают передовые позиции в мире по уровню благосостояния и устойчивости развития. Менеджеры различных уровней управления постепенно приходят к осознанию того, что высокое качество — необходимое условие выживания и развития в рыночной экономике, причем речь идет о качестве во всем многообразии его проявлений: от качества продукции, услуг, процессов, персонала, деятельности предприятия в целом до качества жизни населения.
Фактически исчезла ориентированность управления качеством исключительно на промышленное производство. Если в конце 1980-х гг. существовало мнение, что тот или иной аспект деятельности предприятия не имеет отношения к качеству, то к началу XXI в. ситуация изменилась. Так, в прогнозе Британского института обеспечения качества (Institute of Quality Assurance, IQA) «Видение 2020», отражающем перспективы развития теории и методологии обеспечения качества, отмечено возрастание роли человеческого фактора в данном направлении. Этот фактор становится общепризнанным, важнейшим компонентом эффективного процесса управления качеством.
Большинство предприятий имеют потребность в применении последовательных подходов к обеспечению качества не только товаров, услуг и соответствующих процессов, но и всех аспектов и областей взаимодействия с заинтересованными в их деятельности сторонами.
Сегодня менеджеры различных уровней несут ответственность за взаимоотношения предприятия с потребителями, поставщиками, собственниками и обществом в целом, создание надлежащей корпоративной культуры, мотивацию и развитие персонала, эффективное управление всеми процессами жизненного цикла продукции, разработку и реализацию стратегии развития предприятия и, наконец, за постоянный рост конкурентоспособности предприятия на рынке. Все эти направления деятельности менеджера являются неотъемлемыми элементами современной практики управления качеством.
В условиях появления революционных технологий, ужесточения и диверсификации потребительских требований, внедрения инноваций в процессы производства продукции и оказания услуг, в эпоху общественных потрясений и кардинальных перемен во всей системе глобальных экономических отношений менеджер должен с уверенностью смотреть в будущее своего предприятия. Это становится возможным благодаря постоянному накоплению знаний, приобретению умений и навыков в области управления качеством. Развитие в России рыночных отношений и стремление к интеграции в мировую экономику постоянно диктуют необходимость совершенствования таких знаний и навыков.
Данный курс тесно связан с другими управленческими дисциплинами, изучаемыми будущими менеджерами. В табл. 1.1 показано пересечение различных областей управления качеством с соответствующими сферами деятельности менеджера, а также с изучаемыми в процессе обучения в вузе дисциплинами.
Из таблицы видно, что деятельность современного менеджера достаточно многогранна и предполагает решение значительного спектра задач, изучаемых будущими специалистами в рамках различных дисциплин (рис. 1.1) .
Таблица 1.1
Взаимосвязь основных сфер деятельности менеджера
с предметными областями управления качеством