униконсы

ГК "Униконс"

Продвижение и реализация комплексных пищевых добавок, антисептиков и др. продукции.

Перейти на сайт
септоцилы

"Антисептики Септоцил"

Септоцил. Бытовая химия, антисептики.

Перейти на сайт
петритесты

"Петритест"

Микробиологические экспресс-тесты. Первые результаты уже через 4 часа.

Перейти на сайт
закваски стартовые культуры

"АльтерСтарт"

Закваски, стартовые культуры. Изготовление любых заквасок для любых целей.

Перейти на сайт

Контроль качества должен происходить на протяжении всего жизненного цикла пищевой продукции. Вопрос об измерении точности и воспроизводимости показателей качества продукции — один из главных в СМК, а процесс измерения показателей качества — ключевой из серии взаимосвязанных процессов СМК.

Во многом конкурентоспособность продукции зависит от показателей качества.

  

Показателем качества продукции является количественная характеристика каждого свойства продукции.

Показатель качества имеет:

  • наименование, которое четко отражает природу свойства продукции;
  • размерность, которая уточняет природу свойства продукции;
  • величину, которая является численной характеристикой показателя качества продукции.
  • Показатели качества бывают следующих видов:
  • единичный — характеризует одно ее свойство;
  • относительный — определяется соотношением аналогичных показателей сравниваемых объектов;
  • определяющий (оценочный) — обозначает преобладающее качество продукта;
  • комплексный — характеризует одновременно несколько свойств продукции.

К комплексным показателям качества относятся интегральные (определяются по соответствующей сумме экономических или технических показателей) и групповые (характеризуют определенную группу свойств продукции).

 

Классификация групповых показателей качества

Эргономические показатели характеризуют систему: продукт, потребитель, окружающая среда. К ним относятся такие показатели, как безопасность, гигиенические, антропометрические, физиологические, психофизиологические и психологические.

 

Показатели безопасности пищевых продуктов подтверждают то, что продукция при обычных условиях применения не вредна и не опасна для здоровья нынешнего и будущих поколений.

 

Гигиенические показатели отражают соответствие продукта санитарным нормам (отсутствие токсичных, канцерогенных и других вредных для здоровья человека веществ).

 

Антропометрические показатели характеризуют объекты относительно размеров человека и обеспечивают удобство транспортирования, хранения, реализации в сфере обращения и использования продукта потребителем. Проблемы фасовки товаров, вместимости тары, формы и размеров продуктов решают с учетом антропометрических требований.

 

Физиологические показатели отражают возможности и потребности организма человека. Например, отрицательные последствия увлечения рафинированными продуктами стимулируют разработку новых сортов, обогащенных пищевыми волокнами, витаминами, минеральными элементами.

 

Психофизиологические (психофизические) показатели отражают восприятие продукта органами чувств: зрения, осязания, обоняния, вкуса, иногда слуха и др. При определении величины показателя учитывается пороговая возможность человека к восприятию запаха, вкуса, к тактильным ощущениям.

 

Психологические показатели характеризуют качество оформления продукта, например яркость и информативность упаковки и этикетки. Показатели, оцениваемые с помощью сенсорных органов чувств человека, т.е. сенсорные показатели, вместе с психологическими составляют эмоциональную ценность продукта.

 

Эстетические показатели характеризуют разнообразные эстетические свойства продукции: информационную выразительность, гармоничность, целостность, соответствие среде и стилю, колористическое оформление.

 

Патентно-правовые показатели определяют степень патентной защиты изделия в стране и за рубежом, а также его патентную чистоту.

 

Экономические показатели отражают затраты на разработку, изготовление и потребление продукции. Наиболее употребляемыми показателями являются: себестоимость продукции, цена, затраты на единицу продукции.

 

Экологические показатели характеризуют степень вредного влияния продукции на окружающую среду при хранении или использовании. Например, все товары в полимерной упаковке и металлических банках имеют отрицательные экологические показатели, так как после использования упаковка не всегда утилизируется и загрязняет окружающую среду.

 

Технологические показатели отражают материалоемкость, трудоемкость, энергоемкость производства продукции.

 

Показатели сохраняемости и транспортабельности характеризуют свойства продуктов сохранять стандартное качество при хранении и перевозке в течение гарантийных сроков хранения при соблюдении условий, установленных в нормативно-технической документации.

 

Показатели назначения характеризуют социальное назначение и целевую функцию товара, например:

  • потребность населения в продукте отражает показатель общественной целесообразности производства продукции;
  • предназначенность товаров конкретным группам потребителей определяет показатель социального адреса и потребительского класса;
  • место продукта в фактическом и прогнозируемом ассортименте отражает показатель соответствия продукта оптимальному ассортименту;
  • основанием для исключения из ассортимента выпускаемых товаров и некоторых изделий служит показатель морального износа;
  • на выпуск товаров с измененными свойствами в соответствии с новыми запросами потребителей производство ориентирует показатель сопутствующих социальных эффектов;
  • сферы использования продукта характеризует показатель универсальности применения;
  • полезность продукта определяют показатели соответствия выполнению основной функции;
  • содержательность информации на товарных этикетках, т.е. сведения о составе, полезности, способах употребления, условиях хранения и сроках годности, определяют показатели соответствия выполнению вспомогательных функций.

 

Яндекс.Метрика