униконсы

ГК "Униконс"

Продвижение и реализация комплексных пищевых добавок, антисептиков и др. продукции.

Перейти на сайт
септоцилы

"Антисептики Септоцил"

Септоцил. Бытовая химия, антисептики.

Перейти на сайт
петритесты

"Петритест"

Микробиологические экспресс-тесты. Первые результаты уже через 4 часа.

Перейти на сайт
закваски стартовые культуры

"АльтерСтарт"

Закваски, стартовые культуры. Изготовление любых заквасок для любых целей.

Перейти на сайт

Вичаи Харутаитанасан ( Vichai Haruthaithanasan) , Пенкван Чомприда (Penkwan Chompreeda), Хатаират Римкири (Hathairat Rimkeeree) , Тонгчаи Сувонсичон (thongchaisvwonsichon), Таиланд

 

В Таиланде сложилась уникальная ситуация, позволившая разработать и внедрить формальный учебный курс по разработке пищевых продуктов, включенный как в программу университетского образования, так и систему повышения квалификации без отрыва от производства. В соответствии с 10-летним планом социально-экономического развития Таиланда и призванным, в частности, интегрировать сельское население Таиланда в современную экономику, существует объективная потребность в инновационных пищевых продуктах, которые лучше всего могут разработать квалифицированные специалисты. В качестве своего рода образовательных центров были выбраны университеты, которые и получили необходимые ресурсы. Несмотря на то что многое было заимствовано из зарубежного опыта, они во многом вышли за привычные рамки и сделали нечто новое. За несколько лет развития агропромышленного комплекса Таиланда были разработаны специальные учебные курсы и программы.

В университете Касетсарт быстро поняли, что разработка пищевых продуктов — необходимое условие развития общества, в котором по-прежнему сильны традиции, но которое хочет выйти за их пределы. Необходимо было обеспечить междисциплинарную подготовку специалистов широкого профиля, овладевших методами инженерных расчетов, физики, биологии, общественных наук, а также основами предпринимательской деятельности, менеджмента и маркетинга. Каждое из направлений осваивалось высококвалифицированными преподавателями, стажировавшимися за рубежом. В результате появились учебные курсы, качественно новые для международного сообщества и учитывающие особые условия и потребности Таиланда.

Эти курсы постоянно развивались и совершенствовались, поощрялся практический опыт и участие в разработке конкретных проектов. Поначалу пищевая индустрия относилась к выпускникам этих курсов с осторожностью, но затем признало их компетентность, так как они умели действовать. Очевидный успех, в свою очередь, побудил потенциальных студентов обучаться по этим программам. Очередным этапом развития этих программ стало проведение НИР и сотрудничество с промышленными предприятиями, что вскоре было признано специализированными исследовательскими центрами, работавшими независимо от учебных заведений. Таким образом, развитие этого нового образовательного направления, учитывавшего потребности индустриализации Таиланда, оказалось смелым и дальновидным шагом. Основная заслуга в его успехе принадлежит команде энтузиастов из университета Касетсарт, подготовившей 2000 квалифицированных специалистов, в том числе докторов наук. Появились сильный факультет и два НИИ, налажено сотрудничество университета с предприятиями пищевой индустрии. Аналогичные образовательные программы в настоящее время успешно работают и в других университетах Таиланда.

Материал этой главы соотносится в основном с главой 4 (с. 153-197), а также с разделами 6.6.3-6.7.1 (с. 292-311) книги «Разработка пищевых продуктов».

 

20.1. ВВЕДЕНИЕ

Таиланд — сельскохозяйственная страна, 65% ее населения составляют крестьяне. Основные сельскохозяйственные культуры — это рис, кукуруза, маниока, сахарный тростник, соя, фасоль, арахис и кокосовый орех. В Таиланде выращивают также тропические фрукты и овощи, производят свинину и мясо птицы, а также занимаются разведением рыбы. Правительством принят национальный план социально-экономического развития, в котором основой экономического роста и увеличения ВВП страны является сельское хозяйство.

Все развитие агропромышленного комплекса Таиланда можно разделить на шесть этапов. На 1-4 этапах упор делался на развитие пищевой индустрии, а на 5—6 этапах пищевая промышленность была сориентирована на производство высококачественной продукции, отвечающей нормативным требованиям как самого Таиланда, так и стран-импортеров.

На первом этапе (до 1960 г.) пищевая индустрия Таиланда училась сохранять пищевое сырье и продукты, обеспечивать им более длительный срок годности и противостоять различным видам их порчи. На втором этапе (1960—1970 гг.) наблюдался активный импорт ноу-хау, в частности технологий получения сгущенного молока с сахаром, пищевого соевого масла, консервированных ананасов и рыбопродуктов, а также замораживания. На третьем этапе (1970—1980 гг.) пищевая отрасль была ориентирована на производство продуктов для внутреннего рынка и на экспорт. Четвертый этап (1980—1990 гг.) стал периодом усиленного внимания к безопасности пищевых продуктов с использованием таких инструментов ее обеспечения, как GMP и НАССР. На пятом этапе (1990—2000 гг.) основные усилия пищевой промышленности были направлены на внедрение экологически безвредных технологий, упаковочных материалов, а также на внедрение систем обеспечения качества и разработку обогащенных пищевых продуктов с дополнительными полезными свойствами. Стала необходимой сертификация предприятий по правилам GMP («надлежащей производственной практики»), что позволило Таиланду производить на экспорт конкурентоспособную продукцию агропромышленного комплекса, как пищевого, так и не пищевого назначения. К тому времени некоторые технологии, импортированные в Таиланд на ранних этапах, уже устарели, в связи с чем начался поиск новых технологий и началась разработка собственных, зачастую путем адаптации зарубежных инноваций к своим потребностям. Некоторые фирмы занялись научно-исследовательскими разработками, пытаясь создать продукты, удовлетворявшие потребности своих покупателей. На шестом этапе (2000-2010 гг.) в условиях глобализации продовольственного рынка агропромышленные тайские фирмы вынуждены работать в условиях жесткой конкуренции, которая заставляет их использовать специалистов с технико-технологическими знаниями, умениями и навыками, а также знающими методы маркетинга и менеджмента (особенно в связи с развивающейся электронной торговлей). Таким образом, уже в течение 40 лет страна нуждалась в специалистах в области разработки пищевых продуктов, и эта потребность не исчезла и сегодня — наоборот, он еще больше возросла.

Профессиональная подготовка в области разработки пищевых продуктов в Таиланде изначально осуществлялась на сельхозотделениях факультетов пищевых технологий, однако с появлением в 1980-е гг. агропромышленных факультетов началось создание на них специализированных кафедр и курсов, ориентированных на подготовку специалистов по разработке пищевых продуктов. За последующие 20 лет эти междисциплинарные курсы с бакалавриатом развились настолько, что в настоящее время по их окончании может присваиваться магистерская и даже докторская степень.

 

20.2. АГРОПРОМЫШЛЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТАИЛАНДЕ

Развитие в Таиланде агропромышленного комплекса требовало специалистов с высшим (университетским) образованием. В 1962 г. на факультете сельского хозяйства Университета Касетсарт была разработана первая программа подготовки специалистов пищевой промышленности (так называемых «пищевых наук», food science). Эта программа была рассчитана на пятилетнее обучение, но в 1963 г. в соответствии с мировым стандартом образования в данной области ее сделали четырехгодичной. Примерно в то же время в Университете Чулалонгкорн была разработана программа профессиональной подготовки в области химических технологий со специализацией по пищевым технологиям. Как и программа Университета Касетсарт, она была рассчитана на 4 года, причем больший упор в ней делался не на научные основы пищевых производств, а на технологии. Обучение по программе Университета Касетсарт велось в течение 18 лет, после чего в этом университете в 1980 г. был образован агропромышленный факультет.

Появление нового факультета было обусловлено принятием четвертого национального плана социально-экономического развития (1976-1980 гг.) — во-первых, необходимостью развития полномасштабного производства многих видов сельскохозяйственного сырья, и, во-вторых, потребностью в специалистах с высшим образованием по другим областям знаний, смежным с агропромышленным комплексом, в том числе в научных работниках. На агропромышленном факультете Университета Касетсарт было создано четыре отделения: пищевая наука и технология, биотехнологическое, по упаковочным технологиям и по разработке пищевых продуктов. В период реализации пятого национального плана социально-экономического развития (1990—2000 гг.) спрос на специалистов в данной области еще более возрос, и подобные факультеты были созданы также в Университетах Чанг Май и Принца Сонгкла, а в Университете г. Кхонкен был создан технологический факультет. Основные этапы развития в Таиланде профессиональной подготовки в области разработки пищевых продуктов представлены в табл. 20.1.

 

Таблица 20.1.

Основные этапы развития в Таиланде профессиональной подготовки
в области агропромышленного комплекса

Таблица 20.1a

Таблица 20.1b

 

Позднее на этих факультетах начали готовить магистров и докторов наук. С1987 г. на отделении разработки пищевых продуктов Университета Касетсарт ведется обучение по магистерской программе, а в 1996 г. была создана докторантура. На отделении технологий разработки пищевых продуктов Университета Чанг Май в 2005 г. началось обучение по магистерской программе, а с 2006 г. на отделении разработки пищевых продуктов Университета Касетсарт стали готовить магистров без отрыва от производства (занятия проходят по выходным). Указанные в табл. 20.1 университеты представляют собой основные базы подготовки специалистов в области разработки любых продуктов, как пищевых, так и непищевых, но поскольку большинство преподавателей является специалистами по пищевым наукам и технологиям, то обучение и научно-исследовательская деятельность сосредоточена главным образом на разработке именно пищевых продуктов. В период реализации четвертого и пятого национальных планов социально-экономического развития (1990/2000— 2010) в некоторых университетах были созданы агропромышленные факультеты и факультеты агропромышленных технологий. В нескольких университетах велись программы подготовки в области РП и имелись соответствующие отделения. Кроме того, обучение в области разработки продуктов и упаковочных технологий велось также на отделениях пищевых наук и технологий, пищевых технологий и биотехнологий. В 2005 г. в Таиланде в ведении Министерства образования насчитывалось

более 100 университетов, некоторые из которых были учреждены на базе педагогических колледжей и технологических институтов. Так, одна из групп педагогических колледжей (40 учебных заведений) теперь называется Университетом Раджабат, а группа технологических институтов (9 учебных заведений) была преобразована в университет, ныне называющийся Технологическим университетом Раджамангала. Эти университеты предлагают своим студентам специализации по следующим дисциплинам: пищевые науки, пищевые продукты и питание, пищевые науки и технологии, пищевые технологии, биотехнологии и разработка пищевых продуктов.

 

20.3. ИСТОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБЛАСТИ РАЗРАБОТКИ НОВЫХ ПРОДУКТОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ КАСЕТСАРТ

«Касетсарт» на тайском языке означает сельское хозяйство. С 1943 г. Университет Касетсарт (далее УК) готовит кадры для сельского хозяйства по самым разным программам. На раннем этапе его существования (до 1970 г.) почти все выпускники УК работали научными сотрудниками в Министерстве сельского хозяйства. Студенты, получившие диплом с отличием, приглашались на преподавательскую работу в университете и получали гранты на продолжение обучения за рубежом, после чего возвращались на родину и становились преподавателями своего университета. Часть выпускников учреждало собственные фирмы или нанимались на работу в другие.

Профессиональная подготовка по разработке продуктов началась в 1971-1975 гг. В этот период Таиланд получил льготный кредит Всемирного банка на развитие образовательных программ на базе УК. Благодаря полученным средствам на отделении пищевых наук сельскохозяйственного факультета была разработана учебная программа, по которой обучение велось почти 20 лет. В 1973 г. профессор Нарудом Бун-Лонг (Narudom Boon-Long), возглавлявший в то время отделение пищевых наук, пригласил на 3 мес. в качестве консультанта проф. Ричарда Эрла, руководителя отделения биотехнологий новозеландского Университета Месси. За эти три месяца были разработаны новые учебные программы по основным технологическим направлениям и отвечавшие требованиям плана развития пищевой промышленности. В ходе реализации четвертого национального плана социально-экономического развития (1976—1980 гг.) в государственные органы было направлено предложение об организации в УК агропромышленного факультета, и в 1980 г. был создан первый в стране агропромышленный факультет с четырьмя отделениями: пищевых наук и технологий, биотехнологическое, упаковочных технологий и отделение разработки пищевых продуктов. Первый выпуск по специальности «разработка пищевых продуктов» состоялся в 1984 г. С организацией обучения по этому направлению были связаны три крупные проблемы, описание которых могло бы занять целую главу, а именно учебный план и программа, преподавательский состав и методы обучения.

 

20.3.1. Учебный план и программа

Как и при организации любых новых направлений обучения, при организации отделения по разработке пищевых продуктов в УК возникли определенные проблемы. В данном случае ситуация усугублялась тем, что никто, в сущности, не знал, что такое «разработка пищевых продуктов» — просто говорили, что это инструмент, позволяющий создавать новые продукты. Вопросы возникали один за другим: «Что нужно делать, когда и как, что это такое и как этим инструментом пользоваться? В процессе работы ответы на некоторые, но далеко не на все вопросы находились, но полной ясности не было, так что программа в своем окончательном виде сложилась лишь к пятому выпуску, то есть к 1988 г.!

Экономическая ситуация в Таиланде была в то время стабильной, начался экспорт продуктов и сельскохозяйственного сырья, а это потребовало специалистов для разработки новых продуктов с новыми ценными свойствами, новые способы представления продуктов, пригодные для экспорта. Перед выпускниками открывались отличные возможности — они были очень востребованы пищевой промышленностью и сельским хозяйством, могли проявить свои знания, умения и навыки в области разработки новых продуктов. Постепенно все начали понимать, что разработка продуктов — это инструмент создания таких пищевых продуктов, которые отвечают нуждам и потребностям целевой для данной фирмы группы потребителей.

 

20.3.2. Преподавательский состав

В 1980 г. на отделении разработки продуктов было всего три преподавателя — проф. Нарудом Бун-Лонг, проф. Вичаи Харугаитанасан и д-р Чинтана Опадиссакун (Chintana Oupadissakoon) — и два ассистента. В 1982 г. из НИИ пищевых технологий перешел д-р Прасерт Саиситти (Prasert Saisitti) и приняты два новых преподавателя: проф. Сомбат Кхотавиваттана (Sombat Khotavivattana) и проф., д-р Пенкван Чомприда, которые стали читать лекции студентам 34 курсов. К концу четвертого курса на этом отделении обучалось 60 студентов, и вплоть до 1987 г. их обучали 5 преподавателей (с двумя лаборантами). Постепенно (особенно в 1990-е гг.) преподавательский состав увеличивался, так что в 2007 г. их стало 15.

Базовым образованием для большинства преподавателей было «пищевые продукты и технологии», однако среди них были и специалисты по контролю качества, химическим технологиям, по разработке продуктов, по сельскохозяйственной химии, машиностроению, а в последние годы — и по разработке сельхозпродуктов. Каждый из преподавателей является уникальным в своем роде специалистом, причем все обучают студентов по программам бакалавриата, магистратуры и докторантуры. В 2007 г. на отделении обучалось уже 450 студентов. В настоящее время более 1000 выпускников этого отделения работают в университетах, государственных научно-исследовательских учреждениях, в пищевой промышленности и других отраслях или учредили свои фирмы.

Формирование такого преподавательского коллектива стало возможным благодаря четкому видению целей пятью первыми преподавателями и поддержке со стороны Мэри и Ричарда Эрла, а также благодаря программе USAID-Peanut CRSP.

 

20.3.3. Методы обучения

На ранних этапах никто из преподавателей не имел подготовки в области разработки продуктов. Три преподавателя (Нарудом, Вичаи и Чинтана) перевелись с отделения пищевых наук, базовым образованием Сомбата были химические технологии, а Пенквана — диетология. Все они осознавали, что разработка продуктов относится к сфере исследований в области промышленности и что осуществляется она на базе правильного выбора направления и концепции. Существует определенный набор стадий создания нового продукта или совершенствования уже существующего — это не процесс приготовления блюд в ресторане или кафе на заказ, то есть не периодический процесс, не исследование рынка.

Перед преподавателями стояла задача донести до студентов сущность системной разработки продуктов, для чего необходимо было самим детально понять этот процесс.

Преподавать студентам методы и сущность научных исследований было довольно сложно. Обучение велось в группах из 3—5 человек, что позволяло более эффективно преподносить материал и контролировать их работу. Например, студентов обучали, как формировать концепцию продукта. Во-первых, необходимо было определить, в чем состоит общая его идея, кому нужен данный продукт. Во-вторых, следовало выяснить, на какой сегмент рынка этот продукт ориентирован, причем все это должно было быть определено с самого начала, все должно было быть понятно — в противном случае продукт будет изначально обречен на неудачу. После сбора и интерпретации полной информации о потенциальном рынке можно было начинать работу в лаборатории, но наши студенты были еще молоды и не имели опыта практической работы, что оказалось в тот период большой проблемой. Преподавателям приходилось проводить много времени со студентами в лаборатории и учить их правильно обращаться с продуктом.

 

20.3.4. Научно-исследовательская деятельность

Преподавателям отделения посчастливилось совместно с отделением пищевых наук и технологий Университета штата Джорджия (США) принимать участие на протяжении более чем 10 лет в исследованиях проблем использования арахиса. Работы финансировались в рамках программы USAID Peanut-CRSP 1982-1995 гг.

 

20.4. РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ И ПРОГРАММ

Учебные планы и программы по разработке продуктов ориентированы на создание инновационных продуктов и технологий их производства, обеспечение качества продукции, на маркетинг и управление проектами. Их цель — научить студентов, как управлять проектами разработки продуктов из сельскохозяйственного сырья при помощи системных методов. Разработка продуктов — это процесс преобразования новой идеи в новый товар, технологию или услугу. В ходе обучения студенты должны овладеть междисциплинарными методами изучения рынка и потребителей, разработки собственно продукта и процесса РП, обеспечения качества, инновационными технологиям, методами маркетинга и управления бизнесом. Необходимо, чтобы выпускники, приходящие на предприятия пищевой промышленности, могли увязать воедино различные области знаний о пищевых продуктах, умели решать проблемы и, естественно, разрабатывать новые продукты. Упор в обучении делается на количественные методы, поскольку очень важно, чтобы решения в области разработки продуктов принимались на основе точных данных и их анализа, а не «по ощущениям».

На базе УК были организованы бакалавриат и магистратура по специальности «Разработка продуктов», причем одни из первых в мире. Количество студентов, обучающихся по этим учебным планам и программам, стремительно росло, развивался также научный и учебный потенциал самого отделения. Формирование в рамках высшего учебного заведения коллектива специалистов, представляющих самый широкий спектр знаний, в том числе в области исследований рынка и потребителей, экспериментального проектирования, контроля качества, пищевой инженерии и разработки продуктов, — задача очень непростая.

 

20.4.1. Программа бакалавриата по разработке продуктов

Основная цель программ бакалавриата в УК по этому направлению — это подготовка специалистов по разработке новых продуктов из сельскохозяйственного сырья, технологии их производства, по обеспечению качества продукции, выпускаемой в промышленном масштабе, по безопасности пищевых продуктов и управлению качеством. Четырехлетний курс обучения будущих бакалавров дает им глубокие знания в области методов изучения потребителей, свойств пищевых продуктов, процессов их фасования и упаковывания, а также в области управления проектами. Выпускники могут заниматься и разработкой новых пищевых и непищевых продуктов, и модернизацией технологии, и разработкой упаковки, и помогать фирмам выпускать качественную продукцию, консультируя руководство фирм, и проводить научные исследования.

Собственно курс обучения сочетает в себе три основных области: разработку продуктов, разработку технологий и оценку качества. В курс разработки продуктов входят изучение Принципов разработки продуктов из сельскохозяйственного сырья и способы их разработки. В курс разработки технологий входят темы по переработке сельскохозяйственного сырья и принципам разработки технологий. В курс оценки качества входят темы по органолептическим, химическим, физическим и микробиологическим методам оценки качества, а также по системам менеджмента качества. Кроме того, студентам предлагаются факультативы по маркетингу, где изучаются принципы маркетинга, поведение потребителей и методы маркетинговых исследований, поскольку эти знания необходимы разработчикам новых продуктов.

По программе бакалавриата студенты должны изучить следующие курсы.

  • 1 -й год. Введение в промышленное сельскохозяйственное производство, основы матанализа, неорганическая химия, биология, физика (сокращенно), стандарты и нормативно-правовое регулирование сельхозпродукции, органическая химия, биология, основы социализации.
  • 2-й год. Упаковочные материалы для пищевых продуктов, технологии переработки сельхозпродукции, принципы менеджмента, количественный химический анализ, основы математической статистики, микробиологические методы оценки качества, применение статистических методов в разработке продуктов, биохимия, общая психология, общая социология.
  • 3-й год. Основы проектирования технологий, химические и физические методы оценки качества, принципы разработки пищевых продуктов, органолептические методы оценки качества, основы маркетинга, введение в экономику, способы разработки пищевых продуктов, поведение потребителей.
  • 4-й год. Методы НИР в области разработки пищевых продуктов, НИОКР для агропромышленного комплекса, система менеджмента качества в агропромышленном комплексе.

После третьего года обучения во время летних каникул студенты проходят практику по специальности (не менее 200 ч) и должны представить отчет о ее прохождении.

 

20.4.2. Методы обучения по программе бакалавриата

Курс обучения по программе бакалавриата традиционно основывается на усвоении студентами теоретических знаний и лабораторных работах. В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к ориентации на методы проектной деятельности. В области разработки продуктов такое проектно-ориентированное обучение позволяет интегрировать основы конструирования, маркетинг и технологии для достижения общей цели, а именно разработки нового продукта. Процесс РП включает разные виды деятельности, инструменты и методы, которые сами по себе являются предметом разработки и совершенствования.

 

20.4.3. Магистратура

На отделении разработки продуктов действуют две формы дальнейшего образования выпускников: магистратура и докторантура, которые были введены для удовлетворения растущей потребности в высококвалифицированных разработчиках продуктов и обеспечения НИОКР в быстро развивающейся пищевой индустрии. Программы магистратуры являются междисциплинарными и нацелены на получение выпускниками степени магистра — главным образом по специальности «разработка пищевых продуктов» и в меньшей степени по маркетингу и смежным дисциплинам (например, по биотехнологии). Такие программы дают студентам, не имеющими базового образования в этой области, фундаментальные знания в области разработки продуктов, а также сведения по современным средствам и методам их разработки. Выпускники магистерских программ — это важнейший потенциал развития агропромышленного комплекса Таиланда.

Магистерская программа предусматривает две формы обучения — первая ориентирована на студентов дневного отделения, которые должны набрать не менее 24 зачетных единиц по обязательным и факультативным курсам, а также не менее 12 единиц по магистерскому минимуму, тогда как вторая форма рассчитана на студентов-заочников. Они должны набрать не менее 35 зачетных единиц по обязательным и факультативным курсам плюс 6 единиц по самостоятельной научно-исследовательской работе.

На магистерском уровне используется концепция проблемно-ориентированного обучения (ПОО), способствующая формированию понимания общих принципов разработки пищевых продуктов, дающая студентам навыки решения проблем и критического мышления. Студенты исследуют практические отраслевые задачи и решают проблемы, используя методы разработки продуктов. Такой интегрированный проблемно-ориентированный подход помогает студентам сформировать и развить необходимые навыки общения, решения проблем, самообразования и т. п., он интересен и студентам, и преподавателям.

 

20.4.4. Докторантура

Программа докторантуры предусматривает получение не менее 16 зачетных единиц по обязательным и факультативным курсам и не менее 36 единиц — по теме диссертации. Цель докторантуры — подготовка высококвалифицированных преподавателей в области разработки пищевых продуктов, а также кадров для научно-исследовательских институтов страны. Докторанты совершенствуют свои знания в области средств и методов разработки продуктов, а также управления процессом РП. Выпускники докторантуры представляют ресурс преподавательских кадров для университетов Таиланда со специализацией по разработке продуктов. Благодаря партнерству с зарубежными учебными заведениями докторанты имеют возможность в течение года готовить свою работу за рубежом.

 

20.5. СОТРУДНИЧЕСТВО С ДРУГИМИ УНИВЕРСИТЕТАМИ

Отделение разработки пищевых продуктов УК тесно сотрудничает с университетами как Таиланда, так и других стран в сфере научно-исследовательской деятельности и подготовки специалистов. Преподаватели участвуют в совместных исследованиях с представителями других университетов в области разработки новых продуктов, в частности, в исследованиях свойств сырья и изучения потребителей в различных регионах. Кроме того, ведется подготовка докторантов и магистров по разработке продуктов совместно с НИИ сельского хозяйства и модернизации агропромышленного комплекса УК, а также с отделением рыбопродуктов факультета рыбного хозяйства и Институтом исследований разработки пищевых продуктов.

Давние связи налажены с новозеландским Университетом Месси, начало которым было положено еще в 1980 г., когда проф. Эрл помог разработать четырехгодичную учебную программу для подготовки бакалавров. Ряд зарубежных университетов подписал «Договор о намерениях» в области образования и проведения НИР с агропромышленным факультетом. Происходит обмен студентами с сельскохозяйственным институтом Университета штата Теннеси (США), а также с Национальным технологическим университетом Пингтунг (Тайвань).

Докторанты проводят около года в одном из партнерских зарубежных университетов, в частности в США (Университет Джорджии, Университет Пердью, Университет штата Массачусетс), в Великобритании (Университет Рединга и Университет Ноттингема), в Новой Зеландии (Университет Месси). Кроме того, мы готовим кадры не только для своего университета, но и для других.

В области научно-исследовательской деятельности помимо того, что в течение 13 лет (1982-1995) мы работали совместно с Университетом Джорджии в рамках программы США по изучению технологий хранения и переработки арахиса (United States Agency for International Development Peanut Collaborative Research Support Programme, USAID Peanut CRSP), наше отделение совместно с Университетом Джорджии ведет подготовку специалистов для развивающихся стран — Камбоджи, Лаоса, Мьянмы, Индонезии, Бутана, Бангладеш, Филиппин, Шри-Ланки, Вьетнама и некоторых стран Африки.

 

20.6. СОТРУДНИЧЕСТВО С ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ

Проблемно-ориентированное обучение нацелено на формирование и совершенствование умений и навыков, необходимых для работы в данной сфере (критическое мышление, умение принимать решения, работа в команде, коммуникативные навыки и т. п.), в контексте разработки новых и совершенствования уже существующих пищевых продуктов. Естественно, что отделение разработки продуктов сотрудничает как со средними по объемам производства фирмами, так и с малыми предприятиями (включая те, на которых производство до сих пор остается преимущественно ремесленным, например, семейными). Форма сотрудничества зависит от потребностей тех или иных предприятий.

Сотрудничество со средними и мелкими промышленными предприятиями строится по двум направлениям: научно-исследовательская деятельность и организация профессиональной подготовки персонала. Проекты НИОКР, главным образом, сводятся к разработке рецептуры и технологии производства. Профессиональная подготовка персонала осуществляется (как на базе отделения, так и непосредственно на производстве) по следующим направлениям: способы разработки новых продуктов, органолептическая оценка и проведение дегустаций потребителями, определение срока годности, обеспечение качества продукции по программам GMP и НАССР, менеджмент качества (TQM) и применение статистических методов в разработке продуктов.

Сотрудничество с малыми и семейными предприятиями также ведется по двум, но уже другим направлениям. Из-за недостатка инженерно-технического персонала таким предприятиям требуются «готовые» технологии, в связи с чем зачастую осуществляется передача им уже разработанной технологии. Обучение персонала проводится непосредственно на рабочих местах, причем главным образом по проблемам обеспечения безопасности выпускаемых продуктов. Кроме того, активно применяется консультирование малых предприятий (в том числе по телефону, письменно или с приглашением наших специалистов).

 

20.7. НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЦЕНТРЫ ПЕРЕДОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

20.7.1. Научно-исследовательская деятельность

Научно-исследовательская деятельность отделения разработки продуктов ведется по следующим направлениям:

  • применение гидроколлоидов;
  • определение и увеличение срока годности;
  • традиционные таиландские снеки;
  • оценка текстуры и цвета пищевых продуктов;
  • применение растительного и животного сырья в косметике;
  • таиландские продукты на основе тропических плодов и овощей;
  • методы моделирования, в том числе имитационного;
  • таиландские ферментированные продукты.

Финансирование научных исследований осуществляется как за счет внутренних средств, так и при поддержке государственных органов, фондов, а также промышленности. Ежегодно наши сотрудники получают гранты на проведение исследований из многих источников, среди которых можно выделить Таиландский Национальный совет по научным исследованиям (National Research Council of Thailand, NRCT), Таиландский фонд научных исследований (Thailand Research Fund, TRF), Национальное агентство научно-технического развития (National Science and Technology Development Agency, NSTDA) и Национальное бюро стандартизации сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов {ACFS).

 

20.7.2. Центры передовых технологий

Наиболее популярными и востребованными промышленностью Таиланда направлениями научных исследований являются разработка пищевых продуктов и их органолептическая оценка. Наше отделение стало пионером подготовки кадров и проведения исследований в этой области, и в 2005 году УК выделил нам средства на организацию двух специализированных научно-исследовательских подразделений(НИП): а) органолептического анализа и изучения потребителей; б) инновационных технологий и менеджмента.

Научно-исследовательское подразделение по органолептическому анализу и изучению потребителей является признанным лидером в области органолептической оценки пищевых продуктов и дегустаций с привлечением потребителях. Подготовка кадров по методам органолептики ведется с конца 1980-х гг. Ежегодно проводится не менее двух полных теоретических и практических курсов для специалистов промышленности, ведется также консультирование по всем научным аспектам органолептического анализа, в том числе по подготовке членов дегустационных комиссий с участием потребителей и по работе с фокус-группами. Предметом исследований являются также взаимосвязи между органолептическими, химическими и физическими свойствами пищевых продуктов. Активно ведутся НИР совместно с другими университетами, в том числе с американскими — Университетом штата Канзас, Университетом Джорджии и Университетом штата Луизиана.

Научно-исследовательское подразделение инновационных технологий и менеджмента сотрудничает со всеми центрами и подразделениями агропромышленного факультета по формированию концепций новых продуктов, их разработке и внедрению. Это подразделение работает на основе междисциплинарного подхода, интегрируя научно-технические знания с маркетингом и менеджментом, разрабатывает, внедряет, производит и сопровождает новые пищевые продукты.

 

20.8. ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБЛАСТИ РАЗРАБОТКИ НОВЫХ ПРОДУКТОВ

В будущем многие таиландские университеты введут аналогичные учебные программы бакалавриата и докторантуры, которые позволят будущим бакалаврам, магистрам и докторам после окончания обучения вернуться в свои университеты в качестве преподавателей.

Отделение разработки продуктов УК будет осуществлять подготовку как местных, так и зарубежных студентов (в магистратуре и докторантуре по исследовательским программам. Методика преподавания будет меняться в соответствии с тенденциями глобального рынка и изменения в поведении потребителей.

В будущем профессиональная подготовка в сфере разработки пищевых продуктов в Таиланде будет определяться глобализацией рынков продуктов, полезных для здоровья (как пищевых, так и непищевых). Ученые будут искать способы применения в разработке нового натурального сельскохозяйственного сырья, в частности тропических плодов и овощей, пряностей, лекарственных трав... Кроме того, наблюдается тенденция к применению модифицированного растительного сырья (например, проростков риса с повышенным содержанием гамма-аминомасляной кислоты, ГАМК, что позволяет повысить пищевую ценность продуктов). Известна также тенденция к увеличению использования в косметике растительных масел (например, коксового и рисового).

 

20.9. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ И УРОКИ

Проблемы, с которыми мы столкнулись, и уроки, которые мы вынесли из своего опыта создания учебного курса, можно разделить на четыре группы: финансовые ресурсы и оборудование, преподавательский состав, учебные план и программа и студенты. На первых этапах оборудования было недостаточно для обучения всех набранных студентов, так как был ограничено государственное финансирование. Постепенно эти проблемы разрешились благодаря привлечению источников негосударственного финансирования, в частности грантов по программе USAID-Peanut CRSP, средств промышленности и выделенных на программу бакалавриата. Проблемы с преподавательским составом были связаны с его численностью, качеством преподавания и опытом преподавательской деятельности. Как мы уже отмечали, в начале на отделении работало лишь 5 человек, что было недостаточно для работы с 60 студентами. При приеме на работу новых преподавателей учитывалась их квалификация, в частности, наличие степени, а также государственной или королевской стипендии. Когда же появилась возможность более качественно обучать студентов, оказалось, что многие из преподавателей слишком молоды (только окончили курс) и не могут преподавать в докторантуре (достаточный опыт они приобрели лишь через 4-5 лет). Основные уроки из нашего опыта формирования преподавательского коллектива состоят в том, что важно не только число, но и качество преподавания, а также наличие соответствующего опыта. Учебные планы и программы особых проблем не вызвали, поскольку мы использовали опыт новозеландского Университета Месси. Последняя группа проблем была связана со студентами, которые в Таиланде очень молоды. Научить их думать иногда не просто сложно, а попросту невозможно, так что нам приходилось сначала внушить им, что разработка пищевых продуктов требует творческого мышления, а затем уже научить их работать в этой области.

 

Яндекс.Метрика