УИС обычно рассматривается как общая база данных с системой доступа, зависящей от статуса или должности того или иного лица. Чем шире доступ, тем больше опасность нарушения работы системы, и поэтому доступ должен быть основан строго на «принципе необходимого знания» (стратегия защиты информации, соответственно
которой пользователь получает доступ только к данным, безусловно необходимым ему для выполнения конкретной функции). Система должна быть также защищена часто сменяемой системой паролей. Пароли могут быть личными или должностными, причем каждый вход в систему может протоколироваться.
Например, оператору может потребоваться доступ к модулю операторского интерфейса для управления установкой, в связи с чем ему потребуется пароль доступа к соответствующему участку и персональный пароль. Ни при каких обстоятельствах оператор не должен иметь доступ к программному обеспечению процесса. Следующий уровень доступа предоставляется технологу, который может получить доступ к модулю операторского интерфейса, а также определенным элементам УИС.
Требуется также определить уровень доступа каждого к программному обеспечению. Обычно бухгалтеру предприятия не требуется доступа к модулю операторского интерфейса, но необходим доступ к УИС для работы с информацией об использовании ингредиентов, рецептур, виде упаковки и работе отдельных служб. Техническому
отделу необходим доступ к файлам с данными о планово-предупредительном техническом обслуживании и ремонте, о работе служб и, видимо, не многим более. Руководителю предприятия может потребоваться полный доступ ко всей указанной информации и ограниченный доступ к программному обеспечению, а системному
администратору, управляющему и поддерживающему систему в целом, требуется доступ ко всем частям системы, включая программное обеспечение. Изменения в программном обеспечении могут быть сделаны только при его участии и только при наличии полного согласования и документирования всех изменений.
Хотя эти достаточно общие рекомендации призваны лишь продемонстрировать преимущества автоматизации, важно помнить, что системы автоматизации на разных установках различны, и на всех этапах их внедрения требуются консультации со специалистами.