униконсы

ГК "Униконс"

Продвижение и реализация комплексных пищевых добавок, антисептиков и др. продукции.

Перейти на сайт
септоцилы

"Антисептики Септоцил"

Септоцил. Бытовая химия, антисептики.

Перейти на сайт
петритесты

"Петритест"

Микробиологические экспресс-тесты. Первые результаты уже через 4 часа.

Перейти на сайт
закваски стартовые культуры

"АльтерСтарт"

Закваски, стартовые культуры. Изготовление любых заквасок для любых целей.

Перейти на сайт

Профессиональная деятельность биотехнолога пищевой промышленности многогранна. Поскольку современная биотехнологическая промышленность находится в стадии формирования, специалисты данного профессионального уровня считаются ценными работниками для многих предприятий пищевой и перерабатывающей, фармацевтической и парфюмерно-косметической, сельскохозяйственной и энергетической отраслей промышленности, в индустрии промышленного и общественного питания, в системе обеспечения безопасности и качества продукции, в экологических службах и научно-исследовательских учреждениях, предприятиях по выпуску аналитического и технологического оборудования, в лабораториях по генной инженерии и микробиологических центрах, в организациях по изготовлению и применению биологически активных веществ и добавок и т.д. Эта работа охватывает многочисленные сферы функционирования современного общества, связанные с питанием и обеспечением здоровья человека. Поэтому уровень компетенций и объем знаний такого специалиста должен быть довольно широким. При этом будущий выпускник-биотехнолог пищевой промышленности должен уже на стадии высшего образования знать виды существующих профессий и историю развития технического образования в России, владеть информацией о видах профессиональной деятельности биотехнолога, уметь ориентироваться в особенностях подготовки кадров по пищевой биотехнологии.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПРОФЕССИИ

Классификация видов профессий связана с их многообразием и многогранностью. Она в значительной степени условна и зависит от классификационного фактора. Рассмотрим виды профессий,

имеющие отношение к биотехнологии, которые дифференцируются по следующим основным признакам.

 

По объекту труда различают пять основных видов профессий:

  • «человек – природа»: к этой категории относят профессии, непосредственно связанные с изучением природы и природных явлений; примеры таких профессий – эколог, метеоролог, лесничий, биолог; в биотехнологии это биотехнолог, изучающий микроорганизмы, живые клетки или их части (ДНК, РНК, белки) и др.;
    • «человек – техника»: к этой категории относят профессии, связанные с эксплуатацией технических средств (механик, водитель, оператор); в биотехнологии это специалист в сфере биотехнологического оборудования и др.;
    • «человек – знаковая система»: примером профессии этой категории может быть чертежник, программист, математик; в биотехнологии это специалист по биоинформатике и др.;
    • «человек – художественный образ»: к этой категории относят творческие профессии – художник, композитор, писатель; в биотехнологии это научный работник, специалист по созданию новых БАД к пище и др.;
    • «человек – человек»: эта категория профессий характеризуется деятельностью, связанной непосредственно с взаимодействием между людьми, например, преподаватель, педагог, врач; в биотехнологии это руководитель производства, преподаватель и др.

 

По целям, которые преследует человек в своей трудовой деятельности, различают три вида профессий:

  • преобразующие – строитель, каменотес, станочник; в биотехнологии – технолог, химик, оператор биотехнологического оборудования и др.;
  • диагностические – эксперт, аудитор, ревизор; в биотехнологии – специалист по качеству и безопасности сырья и биопродукции, аттестующий уровень знаний, и др.
  • изыскательские – научный работник, геолог; в биотехнологии –работник научно-исследовательских лабораторий, руководитель научной школы и др.

 

По средствам труда профессии подразделяются на следующие виды:

  • на профессии с доминирующим ручным трудом – грузчик, дворник, представитель народного промысла; в биотехнологии – микробиолог, технолог-экспериментатор новых видов продукции, химик и др.;
  • с механизированным трудом – водитель, крановщик, упаковщик
  • продукции на упаковочном оборудовании и др.; в биотехнологии – специалист по физико-химическому анализу пищевой продукции на содержание химических токсикантов, радионуклидов, ГМИ и др.;
  • с автоматизированным трудом – оператор производственных
  • процессов, пользователь специализированных компьютерных программ; в биотехнологии – специалист в биоинформатике, химик-аналитик автоматизированного оборудования, оператор микробного синтеза с применением биоферментаторов и др.

 

По условиям работы различают профессии:

  • с комфортным микроклиматом – административный работник, продавец в магазине, офис-менеджеры; в биотехнологии – управленец производства, работник научно-исследовательской лаборатории, преподаватель и др.;
  • со стандартными внешними условиями (люди, занятые работой вне помещений) – работник на буровых вышках, постовая служба, дворник и др.; в биотехнологии – аграрник-почвовед, специалист на очистных сооружениях, биотехнолог лесных ресурсов, специалист по морским объектам биотехнологии и др.;
  • с нестандартными внешними условиями – космонавт, водолаз, пожарный и др.; в биотехнологии – эколог-природоохранник, биотехнолог на буровых станциях, исследователь новых объектов морской биотехнологии и др.

 

По степени самостоятельности выполняемой работы различают:

  • профессии с регламентируемой деятельностью – работник поточного производства; в биотехнологии – специалист-биотехнолог на автоматизированных линиях производства фармацевтических средств, пищевой продукции и др.;
  • с шаблонным исполнительским трудом – секретарь, наборщик и др.; в биотехнологии – химик по определению нормируемого показателя в биопродукте и др.;
  • с самостоятельным трудом – писатель, конструктор; в биотехнологии – исследователь, преподаватель, организатор биотехнологических мероприятий и др.;
  • со свободным творческим трудом – художник, изобретатель; в биотехнологии – ученый, разработчик образовательных программ и специализированных дисциплин по биотехнологии и др.

 

По характеру требований к психофизическим особенностям человека различают профессии:

  • в которых каждый здоровый человек может успешно выполнять должностные обязанности – грузчик, дворник, вахтер; в биотехнологии – специалист по обеспечению надлежащих санитарных условий, работник на подготовительных операциях технологического процесса, техническое документирование данных и др.
  • в которых требуется предварительная подготовка для эффективной работы – экономист, программист, менеджер; в биотехнологии – оператор биотехнологического оборудования, пользователь программ расчета заданных показателей, специалист по подготовке сред в микробиологии и др.;
  • в которых предъявляются специфические требования к психофизическим особенностям человека – художник, музыкант, изобретатель; в биотехнологии-ученый-исследователь, проектировщик новых видов продукции, аналитик-фундаменталист действия естественно-научных законов и др.

 

По уровню подготовки различают профессии:

  • не требующие длительной дорогостоящей профессиональной подготовки – специалисты с высшим образованием первого уровня (квалификация бакалавра); в биотехнологии это бакалавр по направлению подготовки «Биотехнология», например, для пищевой промышленности с профилем «Пищевая биотехнология»; они работают на самых разнообразных должностях пищевых производств;
  • требующие более глубокой профессиональной подготовки, то есть второго уровня высшего образования (квалификация магистра); в биотехнологии – магистр по направлению «Биотехнология» с различным профилем, например, «Фармацевтическая биотехнология»; они работают на должностях, связанных с проектно-производственными и научно-педагогическими функциями;
  • специалисты высшей квалификации со специализированным научным образованием, прошедшие обучение в аспирантуре (докторантуре) или защитившие кандидатскую (докторскую) диссертацию по научным специальностям биотехнологического профиля. Такие специалисты определяют научный уровень биотехнологии, фундаментальные и прикладные направления ее развития в экономике страны.

 

По необходимости сочетания у работника нескольких профессиональных качеств профессии подразделяют на широкопрофильные – магистр-биотехнолог новых видов продукции и узкопрофильные – биотехнолог, выполняющий ограниченное число операций, например, оператор ферментатора, микробиолог по определению санитарно-безопасной микрофлоры и др.

Профессия может одновременно относиться к нескольким типам. Например, выпускник бакалавриата по направлению «Биотехнология» с профилем «Пищевая биотехнология» может определиться в профессии со следующими видами: «человек – человек», «человек – знаковая система» и «человек – техника». Данный специалист должен обладать творческим мышлением и воображением; уметь переключать и концентрировать внимание на первостепенных вопросах; обладать наблюдательностью, координацией действий, иметь хорошее зрительное и слуховое восприятие.

Выпускник-бакалавр по направлению «Биотехнология» также в полной мере относится к типу «человек – знаковая система», так как вплотную связан с переработкой информации. Он должен обладать хорошей оперативной и механической памятью, иметь способность к длительной концентрации внимания на знаковом событии, точно воспринимать и уметь совмещать условные знаки с реальными объектами, обладать усидчивостью, терпением и логическим мышлением. Помимо развитых технических способностей, позволяющих бакалавру успешно проектировать, создавать, изготавливать и экспериментировать пищевые объекты, он должен обладать качествами специалиста, относящегося к профессии типа «человек – человек», так как для достижения результатов своей профессиональной деятельности он опирается на коллектив единомышленников и помощников.

Пригодность к той или иной профессии решает каждый молодой человек после окончания общеобразовательной школы. Существуют понятия: профориентация, профессиональная пригодность, профессиональный выбор.

Известны различные теории выбора профессиональных предпочтений. По мнению таких известных ученых, как 3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорн, являющихся основоположниками психодинамической теории профессионального развития личности, профориентация индивида складывается в раннем детстве и связывается с проявлением структуры бессознательных потребностей и мотивов, а также смещением энергии основных влечений человека.

В теории противоположного пола Э. Берна процесс выбора профессии, то есть профессиональная пригодность, определяется сценарием, который сформирован в раннем детстве у ребенка родителем противоположного пола.

Д. Сьюпера предложил теорию индивидуальных профессиональных предпочтений профессионального развития, которая рассматривается как попытка индивида осуществлять теорию «Я – концепция». Так, одни студенты вуза воспринимают профессию бакалавра-биотехнолога, как дающую возможность реализовать свой творческий потенциал, другие – как возможность практической реализации полученных знаний, а третьи – как престижную профессию, то каждый из них предполагает принять на себя определенную роль в профессии биотехнолога с сохранением собственных ценностей.

Э. Гинсбург в своей теории компромиссов с реальностью исходит из того, что выбор профессии – процесс, требующий длительного времени. Многие люди по тем или иным причинам вынуждены менять свои профессии в течение жизни. Существует категория людей, добровольно меняющих свою профессию из-за психофизических особенностей личности.

По мнению Е. А. Климова, можно выделить восемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор человека. К ним относятся: 1) позиции старших, семьи; 2) позиции сверстников; 3) позиции школьного педагогического коллектива; 4) профессиональные личные и жизненные планы; 5) способности и их проявления; 6) притязания на общественное признание; 7) информированность о той или иной профессиональной деятельности; 8) склонности.

 

Считается, что на протяжении своего жизненного пути человек проходит семь фаз становления и развития профессионала:

1 – период выбора профессии;

2 – период профессиональной подготовки;

3 – период привыкания молодого специалиста к работе;

4 – период квалифицированного выполнения специалистом профессиональных функций;

5 – период универсализации в профессиональной деятельности, получение формальных подтверждений квалификации;

6 – период приобретения авторитета благодаря умению квалифицированно выполнять профессиональные задачи, организовывать работу коллектива;

7 – период наставничества, когда высокий профессиональный уровень и авторитет приводят к появлению учеников, последователей для передачи опыта.

 

Д. Сьюпер разделил профессиональный путь человек на пять этапов, связанных с его возрастом:

1-й этап – рост (от рождения до 14 лет);

2-й этап – исследование (от 15 до 24 лет);

3-й этап – упрочение карьеры (от 25 до 44 лет);

4-й этап – сохранение достигнутого (от 45 до 64 лет);

5-й этап – спад (после 65 лет).

По Сьюперу следует, что наиболее интенсивно профессиональное становление личности происходит в период от 25 до 44 лет, а в период от 45 до 64 лет человек, как уже сложившийся профессионал, наиболее плодотворно работает на благо общества.

 

Хейвигхерст считает, что человек проходит следующие этапы профессионального пути, в зависимости от продолжительности работы и уровня профессионализма:

1-й – идентификация с работником (от 5 до 10 лет);

2-й – приобретение основных трудовых навыков и трудолюб™ (1045 лет);

3-й – приобретение конкретной профессиональной идентичности (от 15 до 25 лет);

4-й – становление профессионала (от 25 до 40 лет);

5-й – работа на благо общества (от 40 до 70 лет);

6-й – размышление о продуктивном периоде профессиональной деятельности (после 70 лет).

В сегодняшних профессиях биотехнологии наблюдается некоторое размывание границ этапов, периодов, фаз, что связано с бурным научно-техническим прогрессом. Постоянно растет наукоемкость профессии на всех видах биотехнологического производства, поэтому налицо необходимость постоянного повышения уровня образования, совершенствование квалификации в течение всей профессиональной деятельности.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

Современная отечественная высшая школа, готовящая кадры в сфере пищевой биотехнологиии, берет начало в профессиональном инженерно-техническом образовании России, которое зародилось более 300 лет назад, постоянно совершенствовалось и сформировалось в период индустриализации страны.

Слово «инженер» происходит от латинского ingenium, что буквально означает «остроумное изобретение». Термин «инженер» в странах Европы появился в XV-XVI вв., а в России стал известен в начале XVIII века. В словаре В. Даля слово «инженер» толкуется как ученый – мостостроитель.

Следует отметить, что инженерная деятельность и инженерные понятия, такие, как «рычаг», «винт», «зубчатое колесо», «машина», и многие другие, появились еще в Древней Греции и Риме. Лица, занимающиеся инженерной деятельностью, относились к элите древнего мира, а начиная с Юлия Цезаря, в титулы римских императоров входило звание «верховный понтифик» (понтифик в переводе с латыни – мостостроитель).

До XVIII века инженерную деятельность не разделяли по предметно-отраслевому принципу, до XX века – по функциональному, а слова «техническая» и «инженерная» деятельность употребляли как синонимы. В настоящее время инженерную деятельность дифференцируют как по предметно-отраслевому (транспорт, энергетика, машиностроение, пищевая промышленность и т.д.), так и по функциональному (научно-исследовательская, организационно-управленческая, производственно-технологическая, проектная) признаку. Под технической деятельностью в широком смысле понимают трудовую деятельность, связанную с проектированием, созданием и эксплуатацией технических объектов и соответствующих технологий, в узком смысле – профессиональную деятельность специалистов среднего технического образования.

Предметной средой инженерно-технической деятельности является техника и технологические процессы, связанные с ее эксплуатацией. Это система искусственно созданных материальных производительных сил, включающая в себя единичные технические объекты – оборудование, механизмы, машины, автоматические устройства и их системы – комплексные установки и технологические линии. Техника в широком значении этого слова включает в себя орудия труда, сырье и материалы, технологию и процессы. Под материалами понимают, во-первых, перерабатываемые в технических устройствах сырье и полуфабрикаты, во-вторых, конструкционные материалы, из которых изготовлены машины, аппараты, оборудование. Под технологией подразумевают совокупность процессов, направленных на получение продукции в сфере производства.

К основным тенденциям развития современной инженерно-технической деятельности относятся: значительное усложнение технических объектов и систем; возникновение новых видов деятельности, направлений и специальностей; автоматизация процессов решения технических задач. По этой причине содержание, методы и средства современной инженерной деятельности существенно отличаются от деятельности создателей первых станков и машин, хотя ее истоки лежат в технике древних цивилизаций.

Осознавая всю важность профессионального образования для развития Российского государства, Петр I первым начал обустройство в России учебных заведений по подготовке специалистов с техническим образованием. В 1701 году молодой русский царь издал указ об учреждении в Москве первой в России Школы «математических и навигацких, то есть мореходных хитростью искусств учения». «Школа оная потребна не токмо к единому мореходству и инженерству, но и артиллерии и гражданству к пользе», – подчеркивалось в указе. В создании Школы принимали деятельное участие и русские. При помощи дьякона Алексея Александровича Курбатова Школа обосновалась в здании Сухаревской башни и первые годы существовала под руководством дьякона. В число преподавателей Школы вошел и Леонтий Филиппович Магницкий, сын крестьянина Тверской губернии, который самостоятельно обучился грамоте, а затем окончил Славяно-греко-латинскую академию. Кстати, фамилию Магницкий ему дал сам Петр I в знак уважения за его стремления к знаниям. Впоследствии Магницкий издал знаменитый учебник «Математика», который пользовался успехом более 50 лет и вызвал интерес к изучению математики у М. Ломоносова. Магницкий помогал и Э. Фаворскому в переводах на русский язык иностранной физико-математической литературы.

По тем временам Школа была первым и самым крупным учебным заведением в Европе. Она являлась прообразом учебного технического заведения в России. Из ее стен вышли многие выдающиеся моряки, строители, ученые, инженеры. Выпускники Школы проявили себя во время знаменитого морского сражения при Гангуте (1714 г.), участвовали в экспедиции Беринга, открывшего пролив между Азией и Америкой. Выпускниками Школы были известные мореплаватели А. Чириков, открывший северо-западную оконечность Америки, братья Лаптевы, адмирал Н. Синяев, историк В. Татищев, архитектор И. Мичурин, знаменитый механик А. Нартов и многие другие. Силами выпускников Школы были подготовлены материалы для географической карты Сибири, первый атлас Российской империи, создан проект строительства дороги Москва – Санкт-Петербург. С 1715 года Школа была переведена в Санкт-Петербург и преобразована в Морскую академию, а в 1752 году ликвидирована, при этом ее старшие классы слились с Морской академией, которая преобразовалась в Морской кадетский корпус. После Октябрьской революции на его базе было организовано Высшее военно-морское училище им. М. В. Фрунзе.

Школу по праву можно считать первым высшим техническим учебным заведением в России. После ее открытия Петр I начал создавать по всей России сеть цифирных школ (около 40). Так были организованы Артиллерийская-инженерная школа, Московская инженерная школа. В 1707 году были созданы аптекарская и хирургические школы. Затем с 1703-го по 1715 год появились высшие артиллерийские школы в Воронеже, Ревеле, Риге, Кронштадте. А в 1713 году была организована Петербургская инженерная школа.

Во время царствования Екатерины Великой в 1774 г. был организован Горный институт. Во второй половине XVIII века в Российской империи началось бурное развитие промышленности, особенно горного дела на Урале. Нужны были специалисты высокой квалификации. Торжественное открытие «Горного училища при Берг-Коллегии» состоялось 28 июня 1774 года и было приурочено ко дню восшествия на престол императрицы. Училище разместилось на Васильевском острове. Учебный процесс в Горном училище сочетал в себе все необходимые для того времени теоретические и практические занятия. Так, по инициативе первого директора училища М. Ф. Соймонова во дворе вуза был построен «примерный рудник», который позже стал составной частью первого отечественного Горного музея в Петербурге. Параллельно с занятиями ведущие преподаватели А. Нартов, С. Нарышкин, П. Рычков и другие проводили научные исследования, привлекая к ним лучших студентов.

С этой даты идет отсчет времени создания первого технического вуза в России.

Вторым российским техническим вузом стал Лесной институт в Петербурге в 1805 г., а в 1809 г. открывается Институт инженеров путей сообщения. В 1828 г. для подготовки инженеров-механиков и химиков в Санкт-Петербурге был организован Технологический институт, а через два года – Московское высшее техническое училище. С открытием в Москве в 1842 г. Института гражданских инженеров в России был полностью утвержден весь перечень известных тогда инженерных специальностей.

Вплоть до конца XVIII в. профессиональная подготовка технических кадров шла по отработанной схеме «ученик-подмастерье-мастер». Квалификация мастера присваивалась подмастерью только после сдачи им квалификационного экзамена и работы, называемой «шедевром». Однако возможности этого способа передачи знаний и умений оказались исчерпанными к началу XIX в. До этого времени инженерное дело практически не нуждалось в фундаментальной науке. Не имея представления о термодинамике, инженер изобретал, строил и применял тепловые машины; без знания законов дифракции света изготовлял микроскопы и телескопы; не зная гидродинамики, строил шлюзы и корабли; не понимая химических процессов, красил ткани; не имея представления о микроструктуре металлов, варил чугун и сталь. К этому времени стало ясно, что очевидное исчерпано, что для нахождения принципиально новых инженерных решений нужно идти вглубь, постигая природу вещей и суть явлений. Именно поэтому история инженерного образования насчитывает уже два столетия.

Приблизительно к этому времени относится возникновение технических наук, таких, как гидравлика, теплотехника, материаловедение, механика, теория машин и механизмов и др. В это же время начинает формироваться и высшее профессиональное образование в России.

В конце XIX века были намечены меры по расширению сферы подготовки специалистов высшей квалификации. В 1880-е гг. российская высшая школа пополнилась Харьковским технологическим институтом, а следующее десятилетие было отмечено созданием целой системы современных учебных заведений технического профиля и резким ростом выпусков инженерных кадров. В строй вводится «серия» первоклассных учебных заведений: в 1896 г. – первый в Сибири технологический институт в Томске и Московский институт инженеров транспорта; в 1898 г. – Петербургский, Варшавский и Киевский политехнические институты; в 1899 г. – Екатеринославский горный институт и др.

С середины XIX века стремительно развивается естественно-научное образование, сливаясь с техническим. Создание эволюционной теории Ч. Дарвина дало мощный толчок развитию естественных наук. Значительных успехов достигли науки о человеке. Были получены точные научные данные о строении и функциях различных систем человеческого организма. Особое значение имело изучение мозга и органов чувств (исследования Г. Гельмшльца, И. М. Сеченова и др.). Успехи естествознания сулили возможность всестороннего познания человека, окружающей природы и расширения возможностей сознательного использования ее потенциала. Поэтому интерес к естественным наукам и решению с их помощью технических средств был очень широк. Особое внимание привлекали науки, могущие дать объяснение природе самого человека и пролить свет на механизмы регулирования его жизнедеятельности. В 1914 г. в Российской империи было 10 университетов, в которых обучалось около 37,5 тыс. студентов: дети дворян и чиновников – 36 %, духовенства – 10 %, прочих сословий – 54 %. А всего в это время в России насчитывалось 105 высших учебных заведений и 127,4 тыс. студентов. Вузы располагались главным образом в Петрограде, Москве, Киеве и Харькове.

Все высшие учебные заведения осуществляли пятилетнюю программу обучения, а студентов отбирали на конкурсной основе. Особое внимание при отборе уделяли знанию математики, что позволяло давать студентам хорошую подготовку по фундаментальным предметам в первые два года обучения. Следующие три года предназначались в основном для изучения инженерных дисциплин.

Во второй половине XIX века инженерное дело во всем мире стало развиваться по пути все нарастающей дифференциации специализаций. В 1899 г. был основан Петербургский политехнический институт, из стен которого вышла плеяда выдающихся ученых и инженеров – академики А. Н. Крылов, А. Ф. Иоффе, П. JI. Капица, И. В. Курчатов и другие, являющиеся гордостью российской науки.

В 1910 г. Министерством земледелия России была выработана программа организации высших учебных заведений сельскохозяйственного профиля, которую надо рассматривать как серьезный шаг вперед в развитии управления образованием. Программа представляет собой по сути дела первый отечественный образец стратегического планирования специализированных систем подготовки научно-образовательных кадров с учетом потребностей соответствующих отраслей экономики.

С победой Октябрьской революции 1917 г. в истории образовательной системы страны начался новый этап. В годы первых советских пятилеток развитие отечественного образования приобрело невиданный ранее темп и масштабы. В этом было продолжение (и возобновление) уже сформировавшейся ранее образовательной тенденции. Именно в предреволюционный период определилась системообразующая роль высшей технической школы, окончательно сложилась российская модель подготовки специалиста, были сформулированы и отчасти опробованы многие ключевые идеи, использованные затем в стратегии форсированной модернизации советской эпохи (включая принципиально важную идею системного планирования развития образования на уровне государственной политики). В этот период был создан кадровый потенциал специалистов с техническим образованием, участвовавших в индустриализации страны. В 1930-1935 годы была организована целая сеть технических вузов, которые стали прелюдией к созданию того мощного образовательного потенциала, который впоследствии обеспечил превращение СССР в ведущую мировую державу.

С этого момента на протяжении многих десятилетий высшее образование в Советском Союзе (с 1991 года – в России) было построено по 5-6-летней системе, в соответствии с которой все вузы готовили студентов в течение 5-6 лет, после чего они могли обучаться в аспирантуре.

С 1993 года в Российской Федерации началось внедрение многоуровневой структуры высшего образования, призванной обеспечить права граждан на выбор содержания и уровня своего образования, создать условия для гибкого реагирования высшей школы на запросы общества в условиях рыночной экономики. Для этого действующая система высшего образования была дополнена различными по характеру и объему образовательно-профессиональными программами разного уровня. С того момента реализация государственными высшими учебными заведениями образовательно-профессиональных программ осуществлялась по разным уровням (первый, второй, третий) по направлениям обучения, охватывающим все области науки, техники и культуры. Уровни различались по продолжительности обучения (от 2 до 5 лет), объемам и содержанию образовательных программ.

С 2009 года в России официально действует двухуровневая система высшего образования «бакалавриат (4 года) – магистратура (2 года)», что соответствует принципам Болонской системы, распространенной в Европе и Северной Америке. По некоторым специальностям (высокотехническим, медицинским, ветеринарным) вузы продолжают готовить специалистов за 5 лет (уровень «специалитет»), поэтому нынешнюю систему образования можно назвать трехступенчатой.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» установил основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определил правовое положение участников отношений в сфере образования.

Начало подготовки кадров по пищевой биотехнологии в России относится к 2000 году, когда был разработан Государственный образовательный стандарт (ГОС) первого поколения высшего профессионального образования подготовки дипломированного специалиста по направлению 655500 «Биотехнология», включающий специальность 271500 «Пищевая биотехнология» с квалификацией выпускника «инженер». Впоследствии на принципах преемственности совершенствовались требования к образовательному процессу, что отразилось в новых Федеральных государственных стандартах высшего образования второго и третьего поколения (ФГОСы по направлению 240902.62 – «Пищевая биотехнология» и направлению 19.03.01 «Биотехнология» (уровень бакалавриата). В настоящее время реформирование образования и подготовки кадров по биотехнологии продолжается, разрабатываются так называемые профессиональные стандарты, а действующие ФГОСы актуализируются на принципах практико-ориентированности, с учетом основных положений профстандартов, регламентирующих профессиональные функции выпускника.

Подготовку профессиональных кадров в области пищевой биотехнологии сегодня ведут более чем в 40 вузах России. Среди них Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Московский государственный университет пищевых производств, Северо-Кавказский федеральный университет, Дальневосточный федеральный университет, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Калининградский государственный технический университет, Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет, Мурманский государственный технический университет, Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет), Вятский государственный университет, Воронежский государственный университет инженерных технологий, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, Донской государственный аграрный университет, Горский государственный аграрный университет, Ивановский государственный химико-технологический университет, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева, Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского, Уральский государственный экономический университет, Алтайский государственный технический университет им. И. П. Ползунова, Южно-Уральский государственный аграрный университет, Тамбовский государственный технический университет, Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К. А. Темирязева, Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева, Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева, Приокский государственный технический университет и другие.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫПУСКНИКА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «БИОТЕХНОЛОГИЯ»

Выпускник-биотехнолог должен быть готов к определенным видам профессиональной деятельности в широких сферах жизнедеятельности общества, что определяется уровнем сформированное™ общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Современные требования работодателей к специалистам-биотехнологам охватывают широкий диапазон компетенций, актуализированных применительно к конкретной профессии. Освоение компетенций будущими биотехнологами является условием достижения устойчивого социального положения в меняющихся профессиональных и жизненных ситуациях. Компетенции как системообразующий фактор обеспечивают идею непрерывности образования, то есть принятую доктрину в мировом сообществе – «образование через всю жизнь». Выпускник должен быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, оперативно обновлять свои профессиональные знания.

 

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Биотехнология» область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает:

  • получение, исследование и применение ферментов, вирусов, микроорганизмов, клеточных культур животных и растений, продуктов их биосинтеза и биотрансформации;
  • технологии получения продукции с использованием микробиологического синтеза, биокатализа, генной инженерии и нано-биотехнологий;
  • эксплуатацию и управление качеством биотехнологических производств с соблюдением требований национальных и международных нормативных актов;
  • организацию и проведение контроля качества сырья, промежуточных продуктов и готовой продукции.

 

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются:

  • микроорганизмы, клеточные культуры животных и растений, вирусы, ферменты, биологически активные химические вещества;
  • приборы и оборудование для исследования свойств используемых микроорганизмов, клеточных культур и получаемых с их помощью веществ в лабораторных и промышленных условиях;
  • установки и оборудование для проведения биотехнологических процессов;
  • средства контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;
  • средства оценки состояния окружающей среды и защиты ее от влияния промышленного производства.

 

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата:

  • производственно-технологическая;
  • организационно-управленческая;
  • научно-исследовательская;
  • проектная.

При разработке и реализации программы бакалавриата образовательная организация ориентируется на конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.

 

Программа бакалавриата формируется образовательной организацией в зависимости от видов учебной деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы:

  • ориентированной на научно-исследовательский и педагогический вид профессиональной деятельности как основной (программа академического бакалавриата);
  • ориентированной на практико-ориентированный, прикладной вид профессиональной деятельности как основной (программа прикладного бакалавриата).

Выпускник, освоивший программу бакалавриата, в соответствии с видами профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:

 

производственно-технологическая деятельность:

  • управление отдельными стадиями действующих биотехнологических производств;
  • организация рабочих мест, их техническое оснащение, размещение технологического оборудования;
  • контроль за соблюдением технологической дисциплины;
  • организация и проведение входного контроля сырья и материалов;
  • использование типовых методов контроля качества выпускаемой продукции;
  • выявление причин брака в производстве и разработка мероприятий по его предупреждению и устранению;
  • участие в работах по доводке и освоению технологических процессов в ходе подготовки производства новой продукции;
  • участие в работах по наладке, настройке и опытной проверке оборудования и программных средств;
  • проверка технического состояния и остаточного ресурса оборудования, организация профилактических осмотров и текущего ремонта, составление заявок на оборудование и запасные части, подготовка технической документации на проведение ремонтных работ;
  • организационно-управленческая деятельность:
  • разработка оперативных планов работы первичных производственных подразделений;
  • организация работы коллективов исполнителей;
  • участие в составлении технической документации (графиков работ, технологических инструкций, инструкций по технике безопасности, заявок на материалы и оборудование, документов деловой переписки);
  • сбор и подготовка исходных данных для выбора и обоснования научно-технических и организационных решений на основе экономического анализа;
  • подготовка документации и участие в реализации системы менеджмента качества предприятия;
  • выполнение работ по подготовке к сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов;
  • организация и выполнение мероприятий по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и экологических нарушений;

 

научно-исследовательская деятельность:

  • изучение научно-технической информации, выполнение литературного и патентного поиска по тематике исследования;
  • математическое моделирование процессов и объектов на базе стандартных пакетов автоматизированного проектирования;
  • выполнение экспериментальных исследований и испытаний по заданной методике, математическая обработка экспериментальных данных;
  • участие во внедрении результатов исследований и разработок;
  • подготовка данных для составления отчетов, обзоров, научных публикаций;
  • участие в мероприятиях по защите объектов интеллектуальной собственности;

 

проектная деятельность:

  • сбор исходных данных для проектирования технологических процессов и установок;
  • расчет и проектирование отдельных стадий технологического процесса с использованием стандартных средств автоматизации проектирования;
  • участие в разработке проектной и рабочей технической документации.

 

Отличительной особенностью современной профессиональной деятельности биотехнолога является значительное расширение областей профессиональной деятельности и решаемых профессиональных задач. Это ведет к разделению труда в различных сферах создания биопродукции, необходимости практико-ориентированного подхода к профессиональному образованию и специализации в одном из видов профессиональной деятельности. Однако квалифицированный специалист должен ориентироваться во многих направлениях биотехнологии и быть готовым к освоению смежных сфер деятельности.

Многогранность и сложность профессиональной деятельности бакалавра-биотехнолога пищевой промышленности обусловлена многими факторами – широкой вариативностью сырья, различными технологиями изготовления, заданными характеристиками готовой продукции, имеющимся оборудованием, экономическими показателями и т.д. В настоящее время для производства только рыбной продукции, например, используют более 60 видов рыб океанического промысла и внутренних водоемов. При этом из поступающего на обработку рыбного сырья и морепродуктов сегодня изготавливают более 2 тыс. видов рыбных пищевых, кормовых, технических и медицинских продуктов, а также продукцию пищевой биотехнологии – БАДы к пище, лечебные и профилактические изделия, продукты детского питания и другие. Например, для разделки морепродуктов и отделения съедобной части от отходов применяется более 1500 наименований машин, аппаратов, линий, систем. Еще большее количество видов оборудования используется на различных вспомогательных и технологических операциях (посол, термическая обработка, подготовка вкусовых и функциональных компонентов, упаковка и т.д.).

Для решения многопрофильных задач, стоящих перед биотехнологом, требуется хорошая фундаментальная подготовка, формирование системных теоретических знаний, практических умений и навыков в профессиональной сфере деятельности.

По этой причине структура образовательной программы бакалавриата включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ бакалавриата, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одного направления подготовки. Программа бакалавриата состоит из следующих блоков: Блок 1 «Дисциплины (модули)», относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части. Блок 2 «Практики», который в полном объеме относится к вариативной части программы. Блок 3 «Государственная итоговая аттестация», который относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования.

 

яндекс.ћетрика