Внешний вид изделий имеет большое значение. Во-первых, красиво оформленные изделия вызывают аппетит, и, следовательно, лучше усваиваются; во-вторых, внешний вид изделия является своеобразной рекламой, так как хорошо оформленные изделия привлекают внимание потребителя. Наконец, своеобразное оформление многих изделий является внешним отличительным признаком их.
Однако следует помнить, что оформление изделий не самоцель и поэтому не должно быть очень трудоемким и излишне сложным.
При оформлении кондитерских изделий не допускаются несъедобные материалы (воск, парафин и т. д.) и бутафорские изделия из бумаги (бумажные цветы), дерева (каркасы из фанеры) и т. д. Основными принципами оформления изделий должны быть простота и разумность.
Особенно тщательно надо следить, чтобы оформление изделий не увеличило их микробиологическую обсемененность: избегать ручных операций (лепка элементов оформления руками), не допускать контакта продуктов, прошедших тепловую обработку, с сырыми (кремы и сырые фрукты, ягоды и т. д.).
Запрещается применять какие бы то ни было красители, кроме разрешенных органами санитарного контроля. При оформлении изделий надо избегать трудоемких операций, всячески стараясь повысить производительность труда.
Основными путями уменьшения трудоемкости операций по оформлению мучных кондитерских изделий являются следующие:
а) применение готовых штампованных или литых элементов оформления из шоколада, желе, помадки и т.д.);
б) упрощение мотивов оформления без ущерба привлекательности изделий; в) применение специальных инструментов (гребёнки для нанесения рисунка на поверхность крема, повидла и т.д., трафареты для нанесения рисунка из шоколадного порошка или какао, кондитерские мешки, формочки, выемки различных видов, резцы для теста, специальные ножи с несколькими лезвиями для нарезки мелких булочных изделий и т.д.);
в) использование натуральных продуктов (ягод и фруктов из варенья, орехов и т. д.).
Изделия, которые должны разрезаться на части, следует украшать так, чтобы рисунок при разрезании не был испорчен: разделить поверхность изделия на секторы, составить узор из повторяющихся элементов и т. д.
Мотивы оформления могут быть следующие.
Геометрический орнамент - рисунок, состоящий из линий, фигур и т.д.; этот тип оформления наиболее прост, изящен и наиболее соответствует характеру изделий.
Тематический орнамент - рисунок из цветов, листьев и т. д. Рисунки этого рода более сложны, и применять их следует редко, для оформления особых заказных изделий, но и в этом случае следует избегать излишней сложности, характерной для орнамента стиля XVII-XIX вв., и чрезмерного натурализма (точного рабского подражания образцу).
Тематический рисунок - изделию или его поверхности придается рисунок определенного содержания - «ананас», «кукуруза» и т.д. Этот вид оформления применяют для традиционного оформления отдельных изделий (торт Сказка) или для оформления праздничных, банкетных изделий. В выборе мотивов таких композиций и рисунков надо проявлять особую осторожность, избегая пошлых избитых сюжетов («пронзенные сердечки и голубки» на свадебных тортах, «незабудки и розочки» на подарочных тортах, «рог изобилия», «медведи в лесу» ит. д.).
Мотивы оформления должны быть строго продуманы и соответствовать материалу изделий. Например, не следует при изготовлении тортов, пирожных и т.д. придавать рисункам форму гербов, кремлевских башен и т.д., что, к сожалению, часто делают. Утилитарный характер продукции делает неуместным в их оформлении использование таких мотивов.
По способу выполнения украшения кондитерских изделий можно разделить на следующие виды:
а) из разных посыпок;
б) из цветного желе;
в) из масляного крема;
г) из фруктов, помады, шоколада и карамели;
д) из мучной, фруктовой или белковой рисовальной массы;
е) из сахарной или желатиновой массы;
ж) из сахарной массы и кандира.
Чтобы стать хорошим оформителем кондитерских изделий, нужна большая настойчивая тренировка. Для этого учащемуся предлагается потренироваться вначале в рисовании и раскрашивании на бумаге различных орнаментов и рисунков. Затем, покрыв рисунок прозрачным стеклом, следует постараться воспроизвести рисунок на стекле, обводя линии орнамента или рисунка кончиком корнетика или кондитерского мешка, заполненного веществом, имитирующим крем или рисовальную массу. Это могут быть пышно взбитые и подкрашенные картофельное пюре, проваренный мучной клейстер.
Когда будут достигнуты определенные успехи в этом деле и рука достаточно укрепится, можно приступить к выполнению объемных рисунков и деталей украшения.