униконсы

ГК "Униконс"

Продвижение и реализация комплексных пищевых добавок, антисептиков и др. продукции.

Перейти на сайт
септоцилы

"Антисептики Септоцил"

Септоцил. Бытовая химия, антисептики.

Перейти на сайт
петритесты

"Петритест"

Микробиологические экспресс-тесты. Первые результаты уже через 4 часа.

Перейти на сайт
закваски стартовые культуры

"АльтерСтарт"

Закваски, стартовые культуры. Изготовление любых заквасок для любых целей.

Перейти на сайт

Хелле Олстед Сондергаард (HelleAlsted Sondergaard), Мерет Эделенбос (Merete Edelenbos), Дания

 

В данной главе мы рассмотрим, как конкретные методы исследований потребителей применяются для уточнения и улучшения уже существующих пищевых продуктов. Основной подход к процессу РНП заключается в изначальной интеграции усилий ученых, изучающих потребительский спрос, маркетологов, технологов и инженеров пищевых производств, а также собственно разработчиков пищевого продукта в единый процесс разработки идеи продукта и его характеристик. При разработке любого пищевого продукта необходимо изучить социокультурную среду, в которой он будет существовать, и исходя из результатов изучения потребительских предпочтений сформировать знания его основных характеристик (о составе, пищевой ценности, микробиологических показателях, о форме и внешнем виде, об органолептических свойствах), а также его отличительных качествах (эстетических, полезности для здоровья, безопасности, удобстве пользования и привлекательности).

При переходе от общей идеи продукта к его концепции и затем – к техническим условиям основной задачей является способность преобразовать сначала смутное описание в четкое определение потребительских групп, характеристик и преимуществ данного продукта, выстраивая постепенно его профиль. Этот «профиль продукта» с подробным описанием его важнейших характеристик, разделенных по группам, в технических условиях должен быть соотнесен с технологическими процессами и маркетингом.

Здесь очень важен творческий подход, и перед тем, как перейти к стадии разработки технических характеристик, наблюдается постоянное чередование видов деятельности (исследования потребительского спроса, генерация идей, уточнение концепции, производство и испытание прототипов продукта). На этом этапе концепция продукта еще не имеет окончательного вида – она или нереализуема, или в результате испытаний прототипа на потребителях будет меняться.

Небольшие пищевые предприятия зачастую не имеют достаточных финансовых, кадровых и научных ресурсов для проведения научных исследований и вынуждены рисковать, используя для формирования концепции продукта ту информацию, которую могут получить. При этом следует быть последовательными и осознавать имеющуюся нехватку знаний о потенциальных потребителях.

На этом этапе РНП очень важен выбор методов изучения потребителей, причем результаты этого изучения должны соотноситься с требуемыми разработчикам продукта знаниями. Довольно часто исследование потребителей начинают с обсуждений в рамках фокус-групп, где выявляются общие потребности потенциальных покупателей и начинается генерация идей. Вместе с тем необходимы более глубокие исследования с применением качественных методов, позволяющих выявлять особые характеристики продукта и степень их значимости. В предыдущей главе описывалось применение декомбинационного анализа – здесь же мы рассмотрим использование метода анализа цепи «средства – цель» (МЕС, Means-End Chain). Важно, чтобы разработчики продукта понимали, какой именно метод они используют, какие результаты они должны получить и каким образом их можно использовать для разработки концепции и, в конечном итоге, характеристик продукта.

Материал этой главы соотносится в основном с разделами 3.1.2-3.1.4. (с. 104-114) и 5.6-5.7.2 (с. 229-246) книги «Разработка пищевых продуктов».

 

16.1. ВВЕДЕНИЕ

В данной главе представлены результаты совместного датского проекта по разработке полезного овощного продукта для детского питания. Мотивом для его разработки стало стремление предоставить родителям возможность выбора здоровой альтернативы в области детского питания. Уже несколько лет существует мощная тенденция к росту потребления овощей всеми возрастными группами, в том числе и детьми. Рацион, богатый овощами и фруктами, помогает защитить здоровье. Согласно рекомендациям датских органов здравоохранения, каждый ребенок старше 10 лет должен потреблять в день не менее 600 г фруктов и овощей, а дети более младшего возраста – не менее 400 г, но родителям бывает довольно сложно следовать этим рекомендациям, поскольку дети зачастую отказываются от овощных блюд, предпочитая им продукты с высоким содержанием жира и сахара. Кроме того, в большинстве современных семей наблюдается постоянный дефицит времени, а из этого следует, что повышается потребность в питательных, полезных для здоровья полуфабрикатах быстрого приготовления для детского питания, которым родители могли бы доверять.

Датская пищевая промышленность в целом, и малые предприятия в частности не имеют большого опыта разработки продуктов с ориентацией на потребности рынка. С учетом этого помимо разработки здорового овощного блюда для детского питания одной из целей проекта стал сам процесс РП, ориентированный на потребности рынка.

Далее мы рассмотрим главным образом процесс разработки концепции овощных полуфабрикатов с использованием информации о потребительском рынке. Вопросы, относящиеся к воздействию овощей на здоровье населения, то есть их пищевой ценности, изучались партнерами по проекту и в данной главе освещаться не будут. Ниже мы остановимся на теоретических основаниях проекта и приведем подробную информацию о методах, использовавшихся для сбора информации о потребительском рынке. Мы представим результаты различных исследований рынка, а также идеи продукта и прототипы, разработанные в ходе процесса РП. Мы также рассмотрим результаты по влиянию полученной информации о рынке на собственно процесс РП, а в конце главы дадим список рекомендуемой литературы по данному вопросу.

 

16.2. ИСТОРИЯ ВОПРОСА

После появления в начале 1990-х гг. двух основополагающих работ по данной проблеме [10, 14] сообщество специалистов по разработке новых продуктов не перестает обсуждать возможности такого рыночно ориентированного подхода. Описываемый ниже реальный пример процесса РП показывает, как формируется ценная информация о рынке и как она используется в процессе РП.

Одной из главных целей при сборе и использовании рыночной информации для РНП является выявление потребительских предпочтений. Эмпирические исследования свидетельствуют, что основой успеха любого инновационного продукта является его ориентация на нужды потребителя [7, 12]. Тем не менее роль рыночной информации в процессе РП еще до конца не исследована [8]. Использование рыночной информации, несомненно, способствует успеху нового продукта [16]. Ее можно использовать и как инструмент принятия решений, их реализации и оценки, и концептуально, когда ее оценивают и превращают в научное знание [13], но на этом пути немало трудностей и барьеров. Некоторые из этих барьеров можно преодолеть с помощью вовлечения в процесс сбора, интерпретации и использования данных о рынке различных функциональных подразделений фирмы, причем собранные данные должны быть представлены наглядно и на понятном языке [1]. Таким образом, нам предстояло найти универсальный подход, который удовлетворял бы требования как технологов, так и маркетологов, участвовавших в процессе РП.

Объектом нашего исследования стала небольшая датская фирма по производству овощных продуктов без синтетических добавок и ГМО, реализуемых преимущественно в скандинавских странах (данная фирма считает их своим внутренним рынком). Выпускаемый ассортимент представлен как традиционными вегетарианскими продуктами (консервированными и замороженными), так и бакалейными товарами. Основные покупатели продукции этой фирмы – приверженцы вегетарианства. Фирменной стратегией предусматривется выпуск изделий для более широкой аудитории, в том числе для современных семей, стремящихся к здоровому образу жизни. На момент начала реализации проекта наметилась тенденция к увеличению реализации натуральных продуктов, причем в Дании началась активная кампания за ежедневное потребления не менее 6 порций овощей и фруктов. Целью данной фирмы стало расширение своего присутствия на рынке переработанных пищевых продуктов, в частности хорошо известных и популярных продуктов типа фалафели и овощных котлет. Некоторое время эта фирма выпускала готовые полуфабрикаты для одной британской розничной сети, однако цены на них оказались неконкурентоспособными, так как изделия изготавливались частично вручную и были довольно дорогими. Производство «семейных» пищевых продуктов стало новым направлением для этой фирмы, поставившей задачу превратиться из «фирмы для вегетарианцев» в «датского производителя семейных овощных продуктов».

 

16.3. ЦЕПОЧКА «СРЕДСТВА – ЦЕЛЬ»: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Мы применили теорию цепочки МЕС («средства – цель») для получения необходимой для РНП информации о рынке. Эта теория широко применяется в исследованиях потребительского спроса и разработке рекламной стратегии [6, 19]. Она основывается на том, что потребительский спрос на те или иные товары определяется ожидаемыми положительными последствиями от их использования [5, 6, 25]. Товары традиционно описывают по их характеристикам, хотя не менее важными для потребителей являются последствия их использования.

Цепочка «средства – цель» иллюстрирует связи между характеристиками продукта, последствиями его применения и ценностями, причем «средства» здесь означают продукт, а «цель» – желаемую ценность. Теория МЕС призвана объяснить предпочтения и выбор потребителей с точки зрения реализации ими основных жизненных ценностей [6]. На рис. 16.1 такая цепочка представлена на примере яблок – она свидетельствует, что мы покупаем яблоки не ради собственно яблок, а ради получения из них энергии, позволяющей нам оставаться активными и обеспечить более высокое качество жизни.

 

Рис. 16.1

Рис. 16.1. Цепочка «средства –цель» для яблок

 

Наиболее важным практическим применением такого подхода является разработка рекламных стратегий, в частности по модели MECCAS (Means-Ends Conceptualisation of the Components of Advertising Strategy, концептуализации компонентов рекламной стратегии как средств и целей), позволяющей позиционировать товар соответственно потребностям покупателей [18, 19]. По мнению некоторых специалистов [6,15], данный подход можно применить и к разработке пищевых продуктов, хотя до сих пор в данной области его широко не использовали [4, 24]. Информация о приоритетных потребительских цепочках «средства – цель» по той или иной категории товаров дает фирмам-производителям необходимые для разработки продуктов знания, обеспечивающие для потребителей желаемые последствия и помогающие в конечном итоге обрести желаемые жизненные ценности. Данный подход применительно к разработке пищевых продуктов позволяет ориентироваться на потребности рынка, то есть вести сбор, распространение и использование рыночной информации в процессе РНП.

 

16.4. ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Был запланировано проведение исследования по изучению эффекта распространения и использования информации цепочки «средства – цель» в процессе РП с двумя промежуточными точками. Данные «средства – цель» собирались в ходе двух этапов РП и представлялись коллективу разработчиков. Схема процесса РП с двумя промежуточными точками представлена на рис. 16.2. Мы хотели проанализировать различия в анализе данных «средства – цель» как диагностической информации о рынке и как подтверждающих данных.

На ранних этапах разработки, то есть на стадии генерации идеи и ее уточнения, диагностическая информация используется для оценки вероятности успешной разработки нового продукта [8]. На более поздних этапах РП информация о рынке носит уже контрольный, подтверждающий характер, помогая коллективу разработчиков сравнивать прототипы продукта и выбирать нужный вариант. Данные «средства – цель» доводились до многопрофильного коллектива разработчиков, в который входили представители как маркетингового, так и технологического подразделений.

 

Рис. 16.2

Рис. 16.2. Промежуточные точки в исследовании информации по цепочке «средства – цель»

 

Данные «средства – цель» были получены путем проведения углубленных опросов проживавших в Копенгагене респондентов по типовой методике для сбора подобных данных [3,18]. Всего было опрошено 90 родителей, критериями для подбора которых служили родительские обязанности по закупке продуктов и приготовлении пищи, а также наличие детей в возрасте от 3 до 11 лет. Данные собирались датским агентством при помощи опросного листа, разработанного Хелле Олстед Сандергаард [20]. Каждый опрос продолжался около 30 мин. В обоих раундах углубленных опросов респондентам предлагалось оценить продукты, которые они предпочли бы покупать для своих семей, причем продукты представлялись респондентам в случайном порядке. После выставления оценки респондентов просили объяснить ее и описать характеристики (свойства) продукта, начиная с продукта, получившего наивысшую оценку, например: «Почему так важно, что продукт 1 приготовлен из овощей?» В процессе углубленного опроса интервьюер задавал вопросы о всех предложенных продуктах до тех пор, пока респондент не доходил до ценности продукта или просто затруднялся с ответом.

Для разработки иерархических карт ценностей на основе закодированных результатов интервью использовалась компьютерная программа Ladder Map. Линии на картах имеют разную толщину в зависимости от степени взаимосвязи с точки зрения респондентов. Некоторые линии проведены пунктиром, обозначая негативную связь в случае, если некоторая характеристика приводит к невозможности достижения положительных последствий (то же относится и ко взаимосвязи между последствиями и ценностями).

Тесты на предпочтение с участием детей проводились после окончания второго раунда опроса. В них приняло участие 92 ребенка в возрасте от 6 до 11 лет. Для этих тестов были выбраны 4 продукта, получившие в ходе углубленного опроса наивысшие оценки родителей. Было проведено два теста: первый (предварительный), во время которого дети говорили о своем желании съесть продукт, привлекший (или не привлекший) их своим внешним видом, и второй, когда дети пробовали продукт. Продукты представлялись в случайном порядке и оценивались по 5-балльной гедонической шкале – от 1 (очень не нравится) до 5 (очень нравится). Дегустация проводилась на базе одной из начальных школ Дании во время обеденного перерыва, что ситуацию, максимально приближенную к реальности.

 

16.5. ГЕНЕРАЦИЯ НОВЫХ ИДЕЙ НА РАННИХ ЭТАПАХ ПРОЦЕССА РНП

Первый раунд сбора данных «средства – цели» осуществлялся на ранних этапах процесса РП, позволив коллективу разработчиков получить первоначальную информацию. Первая промежуточная точка была организована в форме диагностического исследования.

 

16.5.1. Фокус-группы для определения категорий продуктов

Поскольку продукты детского питания были для фирмы-производителя делом совершенно новым, и знаниями в этой области у нее почти не было, были проведены фокус-группы с участием детей и взрослых, позволившие собрать информацию об их отношении к овощам и продуктам на их основе. С родителями были проведены две фокус-группы: первая – с родителями детей в возрасте 2-5 лет, а вторая – с родителями детей в возрасте 6-11 лет. С детьми были проведены 4 фокус-группы: две с мальчиками и две с девочками в возрасте 6-8 и 9-11 лет. В результате были сделаны следующие выводы: родители не любят покупать блюда, готовые к употреблению, поскольку не уверены в их хорошем качестве. Они предпочитают готовить блюда или хотя бы их часть сами. Родители предпочитают покупать свежие или замороженные овощи и готовить из них. Овощи в основном едят за обедом (ланчем) или ужином, а также перекусывают ими в промежутке между приемами пищи. Дети неохотно едят новую пищу и различные смеси. Они хотели бы сами выбирать, какие овощи им есть. Родителям трудно заставить детей есть разные овощи и разную пищу.

Эти результаты показали, что существует множество возможностей для разработки замороженных овощных блюд для детей, но имеются и препятствия, которые необходимо преодолеть.

 

16.5.2. Углубленные опросы по основным категориям продуктов

При проведении первых фокус-групп было выявлено шесть основных категорий блюд, по которым впоследствии велся сбор данных «средства – цель». Каждая категория блюд представлялась респондентам на отдельном листе бумаги, а ее описание приводилось на доске:

  • Замороженный гарнир для всей семьи – продукт на основе натуральных овощей (или их смеси), используемый как гарнир к ужину.
  • Гарнир из свежих овощей для всей семьи – натуральные овощи, используемые в качестве гарнира к ужину.
  • Замороженный гарнир для детей – продукт на основе натуральных овощей (или их смеси), используемый как гарнир к ужину.
  • Замороженное блюдо для детей, готовое к употреблению, – продукт на основе натуральных овощей, который может использоваться в качестве ужина.
  • Замороженный овощной снек для детей – продукт на основе замороженных натуральных овощей, которым можно перекусить.
  • Снек для детей из свежих овощей – продукт на основе свежих натуральных овощей, которым можно перекусить.

Респондентов сначала просили проранжировать продукты, а затем составить цепочку пояснений по всем шести категориям.

 

16.5.3. Иерархические карты ценностей

В ходе первого раунда сбора информации наивысшую оценку респондентов получила категория «замороженный гарнир для всей семьи». Иерархическая карта ценностей представлена на рис. 16.3.

 

Рис. 16.3

Рис. 16.3. Иерархическая карта ценностей для «замороженного гарнира для всей семьи»

 

Из этой карты видно, что родители расценивают эту категорию положительно, поскольку это гарнир для всей семьи, а не только для детей. Гарнир легко готовить и подавать, не готовя еду для детей отдельно, что очень важно как воспитательный момент применительно к еде и питанию. Поскольку это гарнир, то у родителей остается свобода выбора относительно основного блюда.

Замороженные блюда, готовые к употреблению, оказались среди наименее популярных категорий продуктов (рис. 16.4). Положительную оценку заслужили натуральность продукта и простота приготовления, однако все остальные суждения оказались негативными. Замороженный продукт воспринимается как «неполезный для здоровья» и «не слишком качественный». Сам факт, что это уже готовый к употреблению продукт, означает, что его точный состав потребителю не известен и у него нет свободы в выборе ингредиентов. Родителей совершенно не заинтересовали продукты для питания детей, готовые к употреблению.

 

Рис. 16.4

Рис. 16.4. Иерархическая карта ценностей для «замороженного блюда для детей, готового к употреблению»

 

16.6. РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИЙ НОВОГО ПРОДУКТА

Сценарий, по которому происходил сбор данных «средства – цель» в первом раунде, интересен сам по себе, но с точки зрения целей проекта он важен применительно к процессу разработки концепций новых пищевых продуктов. Коллективу разработчиков были представлены шесть иерархических карт ценностей с соответствующими разъяснениями, и в течение полугода этот коллектив ими пользовался. Еще до проведения углубленных опросов мы познакомили разработчиков с теорией МЕС. После подготовки иерархических карт мы провели совещание с разработчиками, представив и обсудив результаты в связи с данным проектом. Руководитель проекта РНП составил таблицу, в которую внес данные «средства – цель» и которая отразила взаимосвязи между всеми типами продуктов, идеями новых продуктов и первыми результатами многоступенчатого анализа (табл. 16.1). Из этой таблицы видно, что результаты первого раунда составления иерархических таблиц ценностей повлияли на формирование идеи продукта, например, порция «индийской смеси» уже предназначалась для всей семьи. Некоторые продукты могли служить основным блюдом, гарниром или снеком. Данную таблицу предполагалось использовать для справки и привязки данных из иерархических карт к текущей работе по РНП. Результаты многоступенчатого анализа результатов опроса активно использовались при рассмотрении идей нового продукта, причем разработчики обращались к ней во время совещаний и для контроля процесса РП.

 

Таблица 16.1.

Новые идеи продукта от коллектива разработчиков

Таблица 16.1a

Таблица 16.1b

 

16.7. ТЕСТИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИЙ ПРОДУКТА НА ПОСЛЕДУЮЩИХ ЭТАПАХ РП

На основании первого раунда многоуровневого анализа коллектив разработчиков представил семь концепций продукта, которые были включены во второй раунд углубленных опросов. Четыре из них представлены в табл. 16.2.

 

Таблица 16.2.

Концепции продукта, представленные коллективом разработчиков

Таблица 16.2

 

16.7.1. Углубленные опросы на основе изображений прототипа продукта

Второй раунд сбора данных «средства – цель» во второй промежуточной точке проводился для подтверждения концепций разработанных продуктов. Респондентов знакомили с целями опроса и просили проставить оценки по предложенной шкале трем-четырем продуктам из двух категорий (из трех – основное блюдо, гарнир, снек). В ходе этого опроса родители выше всего оценили картофельные шарики, индийскую смесь, «светофор» и лазанью из шпината. Эти четыре продукта затем оценивались детьми в ходе теста на предпочтение.

 

16.7.2. Иерархические карты

Ингредиенты «светофора» (рис. 16.5) воспринимались как натуральные, богатые витаминами, а витамины укрепляют здоровье. Дети оценили игровой элемент – им это нравится и повышает ощущения качества жизни. Было высказано предположение, что привлекательный цвет или изображения побудит членов семьи съесть предложенное блюдо всем вместе, а это для родителей является положительным фактором. Негативной характеристикой было признано использование смеси овощей, что ограничивает свободу выбора, а у родителей, озабоченных проблемой лишнего веса, тревогу вызывало то, что блюдо приготовлено во фритюре.

 

16.7.3. Детские предпочтения

Во время первого теста, когда дети только смотрели на изображения, они предпочли «картофельные шарики». Дети хорошо знают картофель, такой продукт им понятен. То же можно отнести и к «индийской смеси». Более противоречивым оказалось отношение к «светофору». Респонденты разделились на две группы, давшие прямо противоположные оценки продукту: блюдо детям или очень нравилось, или совершенно не нравилось. Меньше всего они хотели попробовать лазанью из шпината».

Дегустация не слишком изменила общую оценку продуктов детьми. Им понравился вкус «светофора» – примерно так же, как и индийской смеси, но все же не так, как картофельных шариков. Результаты этого тестирования представлены в табл. 16.3.

 

Таблица 16.3.

Оценка детьми и родителями по шкале

Таблица 16.3

 

 

Рис. 16.5

Рис. 16.5. Иерархическая карта ценностей для «светофора»

 

Полученные результаты свидетельствуют о том, что дети предпочитают уже знакомые продукты, те, которые они могут как-то распознать. Если новый продукт к этой категории не относится, дети могут даже отказаться его попробовать. Вместе с тем результаты показали, что повторив предложение несколько раз, можно все же добиться изменения отношения и предпочтений ребенка [11].

 

16.8. ВЫБОР ПРОДУКТОВ ДЛЯ ДОРАБОТКИ

После оценки экономической и стратегической целесообразности проекта в целом фирма решала не запускать производство картофельных шариков и индийской смеси. Аналогичные продукты уже имелись на рынке и, кроме того, их легко можно было приготовить самостоятельно в домашних условиях. Идея «светофора» (то есть картофельного пюре с овощами в форме крокетов и мини-крокетов «на один укус») побудила фирму в дальнейшем наладить производство нескольких продуктов данной категории. Поскольку родители не высказали большой заинтересованность в продуктах только для питания детей, было решено сосредоточиться на выпуске продуктов для всей семьи (фотография нового блюда приведена на рис. 16.6).

 

Рис. 16.6

Рис. 16.6. Новые крокеты из шпината и сыра чеддер

 

16.9. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ И УРОКИ

Использование метода «средства – цель» предоставило коллективу разработчиков информацию о мотивах поведения потребителей, способствовавшую разработке концепций возможных продуктов. Более того, этот инструмент дал хорошую основу для последовательных обсуждений проекта, помог сформулировать и реализовать поставленные цели. Положительные следствия применения отражены на рис. 16.7.

 

Рис. 16.7

Рис. 16.7. Эмпирические результаты применения метода «средства – цель». По [21]

 

Разработчики выразили большое удовлетворение информацией, полученной по результатам первого раунда сбора информации по вышеизложенной схеме. Что касается второго раунда сбора информации, то разработчики пришли к выводу, что им было бы удобнее, если респонденты получили бы возможность попробовать прототипы продуктов. Это свидетельствует о том, что схема «средства – цель» в пищевой промышленности от проведения дегустаций с участием потребителей только выиграет. Опрос разработчиков показал, что результаты первого раунда сбора данных шире применялись при реализации основной части проекта, чем результаты второго раунда. Иерархические карты ценностей, составленные по результатам второго раунда сбора данных (тестирование разработанных концепций), дали информацию другого уровня обобщения, и эта информация мало что дала для последующей доработки продукта, хотя она оказалась очень полезной на стадии коммерциализации для разработки маркетинговой и рекламной стратегии. Эти выводы совпали с прогнозами, сделанными относительно применения метода «средства – цель» к разработке новых пищевых продуктов. Как и прогнозировалось, наибольшую пользу он принес на ранних этапах процесса, когда новые идеи и концепции формулируются на общем уровне. Применение данных «средства – цель» на этапе коммерциализации подробно описано в литературе по MECCAS. Применение данного подхода в качестве основы для разработки продуктов и одновременно для разработки маркетинговой стратегии дает фирмам возможность осуществлять интегрированную и последовательную коммуникацию с рынком и потребителями.

Метод МЕС дает очевидные преимущества при разработке продукта с ориентацией на потребности рынка. Разработчики используют представленные в иерархических картах ценности данные «средства – цель» в виде доступной информации о восприятии потребителем характеристик продуктов и последствий их употребления. Разработчики понимают, что следует минимизировать негативные последствия и максимизировать положительные, что подтверждается опубликованными данными [19]. Информация в иерархических картах ценностей служит основой для обсуждения целей процесса РП, помогая отслеживать процесс в целом. Поскольку в используемой схеме отсутствует такая характеристика, как «вкус», то она помогает выявить вероятность именно пробной покупки. Вероятность же повторных покупок можно выявить, включив в схему органолептические предпочтения потребителей. Представляется полезным разработать схему сбора данных с учетом специфических потребностей пищевой отрасли, где преобладающими мотивами являются привлекательность продукта и вкусовые предпочтения потребителя.

 

16.10. ИСТОЧНИКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

О теоретических основах разработки новых продуктов, ориентированной на потребности рынка, см. работу [9].

Описание подхода МЕС («средства – цель») представлено в литературе с подробными рекомендациями по анализу собранных данных [18]. Использование этого в пищевой промышленности описано в работе [4], а поведение потребителей применительно к инновациям в пищевой отрасли – в работе [2].

Данный проект, ставший частью докторской диссертации, и результаты других исследований представлены в работах [20] и [23]. Подробные результаты тестирования продуктов с участием детей см. в работе [22].

Описанный проект является частью деятельности Датской сети распространения плодоовощной продукции, осуществляемой при поддержке Управления по развитию сельского хозяйства Дании, а также фирм Dxchnfeldt, Nutana, AGA и Biodania.

 

 

Яндекс.Метрика