Для межобластных, междугородных, межрайонных и внутригородских перевозок рыбы и рыбопродукции используют автомобильный холодильный транспорт.
Средства холодильного автотранспорта включают изотермические автомобили с теплоизолированным кузовом, но без холодильной установки и авторефрижераторы – изотермические автомобили с автономными холодильными установками.
При перевозке охлажденных или замороженных продуктов в изотермических автомобилях необходимая низкая температура воздуха внутри кузова поддерживается за счет холода, аккумулированного самим грузом (при краткосрочных перевозках), или с помощью дополнительных, загружаемых в кузов источников холода в виде сухого льда, сосудов с водным льдом или эвтектическим раствором.
Температура воздуха внутри кузова изотермического автомобиля не регулируется; колебания ее достаточно велики, поэтому изотермические автомобили используют главным образом для перевозки продуктов на короткие расстояния.
Авторефрижераторы оборудованы автономными компрессионными холодильными машинами или другими охлаждающими системами с запасом охлаждающего вещества (например, жидкого азота, сухого льда).
Авторефрижераторы, в которых применяют охлаждающие средства, выпускаются трех классов, В автомобилях класса А при температуре окружающего воздуха 30 "С гарантируется температура 7 °С, класса В – 10 "С, а класса С -20 °С. Вместимость бункеров для охлаждающих веществ должна обеспечить поддержание заданной температуры в кузове в течение не менее 12 ч без дополнительной зарядки.
Автомобили с машинным охлаждением согласно классификации, разработанной Европейской промышленной комиссией ООН, делятся на три класса. Автомобили класса А при температуре окружающего воздуха 30 "С должны иметь холодильное оборудование, обеспечивающее получение и поддержание температуры от 12 до О "С, класса В – от 12 до -10 °С, а класс С–от 12 до -20 °С.
В зависимости от грузоподъемности и назначения средства автомобильного холодильного транспорта (авторефрижераторы и изотермические автомобили) могут быть малой грузоподъемности (до 1 т включительно), для внутригородских перевозок грузов мелкими партиями, средней грузоподъемности (2-5 т) для внутриобластных и городских перевозок грузов крупными партиями, большой грузоподъемности (5-20 т) для междугородных, межобластных и международных перевозок массовых скоропортящихся грузов. Изотермические автомобили имеют различную грузоподъемность и в зависимости от этого используются по перевозке крупной или мелкой партии рыбного продукта (табл. 5.3).
Таблица 5.3
Технические характеристики изотермических автомобилей
Средства автомобильного транспорта малой и средней грузоподъемности конструктивно выполняются обычно заодно с изотермическим кузовом, расположенным на общем шасси с кабиной водителя и двигателем машины.
Средства большой, а иногда и средней грузоподъемности выполняют в виде прицепа, когда изотермический кузов с автономной холодильной установкой размещен на самостоятельном шасси двухосного автоприцепа, или в виде полуприцепа, когда изотермический кузов с холодильной установкой находится на отдельном шасси.
Кузова автомобилей могут иметь обычную изоляцию, коэффициент теплопередачи не более 0,7 Вт (м2-К) или усиленную изоляцию (коэффициент теплопередачи не более 0,4 Вт/(м2-К).