Для успешного решения задач, связанных с повышением качества и биологической ценности продуктов питания, необходима система мероприятий, улучшающая санитарно-гигиеническоесостояние производства, а также условия окружающей среды.

В России государственный контроль санитарно-гигиенических условий производства осуществляют органы санитарного надзора. Проблемы санитарной охраны воздуха и воды определены как народнохозяйственные, имеющие государственное значение. Качество воды, пищевых продуктов гарантировано общесоюзными стандартами, комплексными методами проверки, в том числе и санитарно-микробиологическими исследованиями.

Санитарная микробиология не ограничивается изучением патогенных микробов и вирусов, являющихся непосредственными возбудителями тех или иных заболеваний. Она изучает и другие микроорганизмы, содержащиеся в окружающей среде и способные поражать животных, а также вызывать порчу пищевых продуктов.

В России санитарная микробиология, как самостоятельная отрасль естественных наук, сформировалась сравнительно недавно, но роль ее непрерывно возрастает, достижения ее широко используются специалистами других отраслей науки и практики.

Санитарная микробиология как наука базируется на основных положениях общей микробиологии, на достижениях медицинской, ветеринарной, технической и сельскохозяйственной микробиологии, а также эпидемиологии, эпизоотологии, гигиены, зоогигиены и иммунологии.

Следует отметить, что в санитарной, медицинской и ветеринарной микробиологии объект изучения один и тот же. Различие же состоит в подходе к его изучению, так как жизнедеятельность патогенных микробов в организме хозяина резко отличается от их существования в окружающей среде, где в сложных условиях многообразных биоценозов постоянно изменяются физические и химические воздействия на них.

Особенностью санитарно-микробиологическойоценки внешней среды является одновременный учет как количественных показателей микрофлоры, так и показателей, характеризующих ее состояние, тогда как медицинская и ветеринарная микробиология при диагностическом исследовании материала, получаемого от людей и животных, обычно ограничивается обнаружением возбудителя в тканях организма или в выделениях больного.

Задачи санитарной микробиологии в мясной и молочной промышленности могут быть сформулированы следующим образом: разработка и оценка методов обнаружения патогенных микроорганизмов в мясных и молочных продуктах; разработка норм предельно допустимого бактериального обсеменения мясных и молочных продуктов; санитарно-микробиологический контролькачества сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, а также их производства на всех этапах технологического процесса.

Знание основных положений санитарной микробиологии необходимо каждому санитарному врачу для правильной ориентации во всех санитарно-гигиенических вопросах, в частности при санитарной оценке почвы, воды, воздуха, пищевых продуктов; обследовании случаев пищевых отравлений, их профилактике; организации и гигиенической оценке очистки и обезвреживания различных объектов; контроле личной гигиены работников пищевых предприятий и др.

Санитарный врач должен уметь правильно организовать санитарно-микробиологические исследования объекта, хорошо представлять возможность своевременного проведения мероприятий, исключающих отрицательное влияние его на организм человека или животных.

В связи с этим санитарный врач должен знать биологические особенности микроорганизмов, обусловливающих порчу пищевых продуктов, методы микробиологических и вирусологических исследований, используемых для оценки объектов внешней среды (почвы, воды, воздуха), с учетом достижений физики, химии, генетики, биологии и других научных дисциплин, а также методы оценки путей и степени инфицирования животными и человеком окружающей среды патогенными бактериями и вирусами; нормальный взаимообмен микрофлорой между животными, людьми и окружающей средой; производственные и бытовые процессы, обусловливающие нарушение естественного самоочищения и обеззараживания внешней среды.

Пищевые продукты почти всегда в значительной степени обсеменены различными бактериями. Поэтому при исследовании их приходится учитывать нормальное течение микробиологических процессов и те возможные изменения, которые вызывает в продукте необычная для него микрофлора, попадающая при нарушении условий выработки и хранения продукта.

Санитарному врачу приходится проводить постоянно массовые исследования, а вероятность обнаружения при этом патогенных микроорганизмов и их токсинов сравнительно невелика. В большинстве случаев исследуют лишь выборочные пробы, а не объект в целом и поэтому однократный анализ проб в ряде случаев не может отразить истинную степень их микробного обсеменения.

Следовательно, задачей этих исследований является выяснение лишь потенциальной опасности того или иного объекта для людей и животных, т. е. присутствия в нем патогенных микроорганизмов, а не прямое их обнаружение. В этом одно из отличий санитарно-микробиологического анализа от диагностических исследований.

Санитарно-микробиологический анализ продукта должен выявить возникшие в нем изменения и дать рекомендации для объективного заключения о пригодности исследуемого продукта для употребления или его опасности для человека. При этом санитарный врач несет большую ответственность не только за состояние здоровья людей, но и за экономический ущерб, который может быть результатом необоснованного заключения о браковке продукта. Исследуемые продукты (объекты) обычно оценивают по результатам ряда санитарно-микробиологических тестов с учетом органолептических, биохимических и других показателей. Поэтому государственные общесоюзные стандарты (ГОСТ) и технические условия (ТУ) включают микробиологические нормы лишь как один из элементов, характеризующих исследуемые объекты.

Санитарные врачи должны активно участвовать в предупредительном санитарном надзоре, в осуществлении контроля за качеством водоснабжения, эффективностью обезвреживания сточных вод, отбросов.

Микрофлора внешней среды представлена главным образом сапрофитами. Микроорганизмы, потенциально опасные для человека, составляют 1:30000 часть известных на нашей планете микроскопических существ, но с гигиенической точки зрения они являются одним из самых важных, постоянно действующих неблагоприятных факторов внешнего мира.

Знание вопросов, изучаемых санитарной микробиологией, необходимо в практической деятельности не только санитарных врачей, осуществляющих контроль качества продуктов животного происхождения, но и технологов, производящих эти продукты и биологические активные препараты, получаемые из эндокринно-ферментного сырья убойных животных.