униконсы

ГК "Униконс"

Продвижение и реализация комплексных пищевых добавок, антисептиков и др. продукции.

Перейти на сайт
септоцилы

"Антисептики Септоцил"

Септоцил. Бытовая химия, антисептики.

Перейти на сайт
петритесты

"Петритест"

Микробиологические экспресс-тесты. Первые результаты уже через 4 часа.

Перейти на сайт
закваски стартовые культуры

"АльтерСтарт"

Закваски, стартовые культуры. Изготовление любых заквасок для любых целей.

Перейти на сайт

Понятийный аппарат данного курса многогранен, как и сама категория «качество». Важнейшие понятия, используемые в теории и практике управления качеством, представлены в ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». Базовыми понятиями, относящимися к качеству, являются «характеристика» и «требование». Основываясь на определении качества как степени соответствия характеристик, присущих объекту, требований к нему, выделим понятия «характеристика» и «требования».

 

Характеристика представляет собой отличительное свойство объекта (продукции, персонала, процесса, деятельности предприятия в целом). Характеристика качества — характеристика, присущая объекту, вытекающая из требования к нему. Выделяют простые и сложные характеристики объекта.

 

Простая характеристика — свойство, которое не может быть подразделено на совокупность двух или более других, менее сложных свойств. Например, длина, ширина и высота для объекта правильной формы представляют собой простые характеристики.

 

Сложная характеристика — свойство, которое может быть подразделено на два или более других, менее сложных свойств. Например, характеристика объема включает два свойства: площадь и высоту. Применительно к персоналу сложной характеристикой является уровень профессионализма, в состав которого могут входить опыт работы, образование, повышение квалификации и др.

 

Требование — это потребность или ожидание, которое установлено и обычно предполагается или является обязательным. С целью обозначения конкретного вида требования применяются определяющие слова, например «требования к продукции», «требования к системе менеджмента качества», «требования потребителя». Требования выражаются в определенных понятиях в зависимости от рассматриваемого объекта. Например, требования к качеству продукции промышленных предприятий могут включать такие аспекты, как эксплуатационные характеристики, функциональная пригодность, надежность, эстетичность. Требования к качественным характеристикам персонала зафиксированы в контрактах, должностных инструкциях, требования к осуществляемым процессам и продукции — в соответствующей нормативно-технической документации.

Требование считается установленным, если оно четко определено и зафиксировано документально. Такие требования определяются при заключении контрактов, имеющих долговременную основу, между предприятиями либо между предприятием и ее персоналом. В первом случае речь идет о взаимоотношениях прежде всего между поставщиками и потребителями, когда в контракте заранее оговорено, каким требованиям должен отвечать тот или иной продукт, какой уровень потребностей он может удовлетворить. Установленные требования, определяемые при заключении контракта между предприятием и работником, предполагают, что в этом документе оговаривается, каким требованиям должен отвечать работник, какой квалификационный уровень от него требуется для работы на конкретном рабочем месте.

Предполагаемые требования — это требования, которые должны быть четко определены на основе общепринятой практики деятельности самого предприятия, взаимодействия с потребителями и другими заинтересованными сторонами.

Требования могут выдвигаться различными заинтересованными сторонами. В связи с этим можно выделить внутренние и внешние требования к качеству. Внутренние требования предъявляются внутри предприятия, прежде всего со стороны менеджеров различного уровня управление к качеству осуществляемых процессов, уровню подготовленности персонала, качеству выпускаемой продукции, эффективности работы предприятия в целом. Внешние требования — требования, предъявляемые к качеству объекта (продукции, процесса, персонала, предприятия) со стороны внешней среды (т.е. поставщиков, потребителей, государства, конкурентов и т.д.). В системе этих требований приоритет отдается требованиям потребителей. Именно внешние требования к качеству формируют в конечном счете внутренние требования.

 

Следующая группа терминов включает понятия, относящиеся к объектам курса:

  • предприятие — группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений;
  • заинтересованная сторона — лицо или группа, заинтересованные в деятельности или успехе предприятия;
  • поставщик — предприятие или лицо, предоставляющие продукцию;
  • потребитель — предприятие или лицо, получающие продукцию;
  • персонал — лица, работающие на предприятии;
  • процесс — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы;
  • процедура — установленный способ осуществления деятельности или процесса;
  • продукция — результат процесса.

Содержание терминов «продукция», «персонал», «процесс» было раскрыто выше, а остальные понятия более полно будут рассмотрены далее.

 

К терминам, непосредственно отражающим содержание современных подходов к управлению качеством, относятся следующие:

  • менеджмент качества — скоординированная деятельность по руководству и управлению предприятием применительно к качеству;
  • система менеджмента качества — система менеджмента для руководства и управления предприятием в области качества;
  • политика в области качества — общие намерения и направления деятельности предприятия в области качества, официально сформулированные высшим руководством;
  • постоянное улучшение — повторяющаяся деятельность по увеличению способности выполнять требования;
  • управление качеством — часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству;
  • обеспечение качества — часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены;
  • планирование качества — часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества, определяющая необходимые операционные процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества;
  • улучшение качества — часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнять требования к качеству.

Представленные характеристики основных терминов в области управления качеством позволяют сделать ряд выводов. В МС ИСО 9000-2008 менеджмент качества определяется как основной базовый термин (после категории «качество»), при этом остальные понятия рассматриваются как его составляющие (рис. 1.4).

 

Ris 1 4

Рис. 1.4. Составляющие менеджмента качества

 

Как видно из рисунка, планирование, обеспечение, улучшение качества, а также управление им соотносятся как части менеджмента.

Принимая во внимание международный статус стандартов, а также ту роль, которую они играют в мировом сообществе в целом и в нашей стране в частности, необходимо отметить следующее. Разработка новой версии стандартов — еще один шаг на пути гармонизации существующих подходов к управлению качеством, в первую очередь благодаря четкому определению и отражению его основополагающих принципов. Однако она вносит некоторую путаницу в понятийный аппарат из-за значительной несогласованности с общей теорией управления, причем проблема соотнесения понятий «менеджмент качества» и «управление качеством» возникла именно в российской теории и практике. В последние десятилетия наряду с привычным для россиянина словом «управление» стал употребляться и термин «менеджмент». Сегодня в отечественной практике они чаще всего используются как понятия идентичные, взаимозаменяемые. Основанием для этого служит одинаковая сущность категорий, выражаемых русским словом «управление» и английским «менеджмент». В Оксфордском русско-английском словаре (1994) слово «управление» переводится как management, administration, direction, которые являются синонимами. Содержание понятия «менеджмент» многогранно: способ управления, руководства, направления или контроля; искусство управления и руководства; люди, контролирующие и направляющие работу предприятий, а также управленческий персонал; эффективное использование и координация таких ресурсов, как капитал, здания, материалы и труд, для достижения заданных целей с максимальной эффективностью.

Менеджмент и управление в специальной литературе рассматриваются фактически с одних и тех же позиций. В соответствии с этим термины «менеджмент» и «управление», а следовательно, «менеджмент качества» и «управление качеством» необходимо использовать как тождественные. В данном учебнике используется понятие «управление качеством». Термин «менеджмент качества» применяется по отношению к всеобщему менеджменту качества (Total Quality Management, TQM) как наиболее распространенный при раскрытии его положений. В соответствии с этим, а также с существующими подходами к трактовке содержания «управление» возможно соотнесение понятий, связанных с управлением качеством, показанное на рис. 1.5.

 

Ris 1 5

Рис. 1.5. Взаимосвязь основных понятий,
относящихся к управлению качеством

 

Следовательно, управление качеством можно определить как скоординированную деятельность предприятия, включающую планирование, обеспечение, мотивацию и контроль качества и направленную на его постоянное улучшение в целях удовлетворения и предвосхищения запросов потребителей.

Приведенный подход позволит гармонизировать понятийный аппарат в области управления качеством, не сужая при этом всего многообразия исследуемой области.

 

Яндекс.Метрика