Организационную структуру составляют:
- Госстандарт России (с 9 марта 2004 г. – федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии);
- органы по сертификации однородных групп продукции;
- испытательные лаборатории (центры).
Положение о федеральной службе по техническому регулированию и метрологии, а также ее функции и задачи утверждены Постановлением Правительства РФ № 194 от 08.04.04.
Госстандарт России (федеральная служба по техническому регулированию и метрологии, или Ростехрегулирование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию, а также функциональное регулирование в области стандартизации, метрологии и сертификации.
В своей деятельности Ростехрегулирование руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, а также своим Положением.
Ростехрегулирование осуществляет свою деятельность непосредственно и через находящиеся в его ведении центры стандартизации, метрологии и сертификации и государственных инспекторов по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений.
Ростехрегулирование осуществляет руководство Государственной метрологической службой, Государственной службой времени и частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службой стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, Государственной службой стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов. В ведении Ростехрегулирования находятся центры стандартизации, метрологии и сертификации и другие организации.
Ростехрегулирование осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также с другими организациями.
Основными задачами Ростехрегулирования являются:
1. реализация государственной политики в сфере стандартизации, метрологии и сертификации, установления и использования стандартов, эталонов и единиц величин и исчисления времени;
2. осуществление мер по защите прав потребителей и экономических интересов Российской Федерации в области контроля за соблюдением требований безопасности товаров, работ, услуг;
3. обеспечение функционирования и развития систем стандартизации, единства измерений, сертификации, аккредитации и научно-технической информации в этих областях, а также их гармонизации с международными (региональными) и национальными системами зарубежных стран;
4. организация и проведение государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных государственных стандартов, правил обязательной сертификации, за сертифицированной продукцией, а также государственного метрологического контроля и надзора;
5. формирование совместно с федеральными органами исполнительной власти федеральных информационных ресурсов и инфраструктуры стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, качества и классификации технико-экономической информации.
Федеральное агенство по техническому регулированию и метрологии осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и через подведомственные организации (в том числе НПО и НИИ, КБ, заводы, центры стандартизации и метрологии, издательства, типографии, институты повышения квалификации, техникумы). Привлекаются другие заинтересованные общественные, государственные и коммерческие организации, отдельные потребители.
Научно-методическим центром Российской системы сертификации является Всероссийский НИИ сертификации, учебным – Академия стандартизации, метрологии и сертификации.
Органы по сертификации, включая испытательные лаборатории и центры
В качестве органов по сертификации могут быть аккредитованы предприятия и организации согласно установленным требованиям Ростехрегулирования.
Основными целями аккредитации являются:
- обеспечение доверия потребителей к деятельности по подтверждению соответствия товаров, работ, услуг и других объектов установленным требованиям;
- создание условий для взаимного признания результатов деятельности аккредитованных субъектов на национальном и международном уровне.
Аккредитация осуществляется на следующих основных принципах:
1. Добровольность. Аккредитация осуществляется в отношении субъектов, добровольно изъявивших желание получить оценку своей компетентности в определенной области, подавших в установленном порядке письменную заявку об этом в аккредитующий орган и добровольно пожелавших следовать установленным правилам.
2. Компетентность. Компетентность при проведении аккредитации обеспечивается соответствующим подбором кадров, системой подготовки экспертов, участвующих в аккредитации и привлечением, при необходимости, специалистов по отдельным областям знаний.
3. Независимость. Независимость обеспечивается участием в работах по аккредитации организаций и экспертов по аккредитации, свободных от любого коммерческого, финансового, административного или другого воздействия, которое может оказать влияние на принимаемые решения.
4. Недопущение дискриминации и принятия пристрастных решений при аккредитации. Недопущение дискриминации и принятия пристрастных решений обеспечивается применением при аккредитации единых критериев аккредитации.
5. Общедоступность (прозрачность). Общедоступность достигается информированием заявителя о правилах и условиях аккредитации.
Критерии аккредитации, на основании которых оценивается компетентность субъектов аккредитации, установлены в Государственных стандартах Российской Федерации прямого применения Руководств ИСО/МЭК и нормативных документах, разработанных аккредитующим органом с учетом специфики вида деятельности субъекта аккредитации.
При проведении аккредитации должна соблюдаться конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну заявителя.
Официальным языком является русский. Все документы (заявки, решения, акты, аттестаты аккредитации и т. п.) оформляются на русском языке. По просьбе заявителя допускается оформление дубликата аттестата аккредитации на других языках.