Помада применяется для глазировки пирожных, тортов, кексов и ромовых баба. Заглазированная, т.е. докрытая помадой, которая образует тонкую корочку, поверхность изделий имеет нарядный вид, она становится блестящей, гладкой, с разными цветовыми оттенками.
Процесс приготовления помады состоит в получении конфетной массы мелкокристаллической структуры. Достигается это увариванием сахаро–паточного или сахаро–инвертного сиропа до определенной концентрации с последующим охлаждением и сбиванием сиропа, в процессе которых происходит кристаллизация большей части сахарозы в микроскопические кристаллы.
Готовая помада представляет собой сложную систему, состоящую из твердой, жидкой и газообразной фаз.
Твердая фаза является основной, она состоит из разных по величине кристаллов сахара. Наилучшее качество помады получается при размере кристаллов не свыше 12 мкм. Наличие в помаде около '/s части кристаллов размером 20 мкм и более делает ее грубой, а присутствие кристаллов размером около 40 мкм резко ухудшает качество.
Жидкая фаза помады — насыщенный сахаро–паточный или сахаро–инвертный спроп некристаллизованной части сахарозы, который окружает твердую фазу. Консистенция помады определяется соотношением твердой и жидкой фаз. Наилучшее качество помады обеспечивается при содержании 40–45% жидкой фазы (от массы помады).
Газообразной фазой в помаде является воздух, пузырьки его попадают в помаду в процессе сбивания (около 2% по объему), что придает ей некоторую пористость и «пышность».
В рецептуру помады включена патока, которая, являясь антикристаллизатором, препятствует росту кристаллов — чем больше добавлено патоки, тем мельче получаются кристаллы (при прочих равных условиях), при этом весь процесс кристаллизации замедляется. Но избыток патоки приводит к увеличению жидкой фазы в помаде и помада при глазировании ею изделий будет нестойкой, «потечет».
Изготовленная помада теряет влагу при невысокой относительной влажности окружающего воздуха. Чем больше в помаде патоки, тем медленнее она теряет влагу и дольше сохраняет свежесть.
Если при сбивании уваренной помады добавить немного готовой помады, то процесс кристаллизации сиропа пойдет значительно быстрее, но сами кристаллы будут более крупными, и помада поэтому получится грубее.
Помаду можно хранить в прохладном месте в течение месяца и дольше, поверхность помады при этом должна быть покрыта смоченным в воде пергаментом или влажной тканью. Перед использованием помаду подогревают до 45–55°С при помешивании лопаткой. Максимально допустимая температура при подогревании — 60°С, при повышении ее происходит засахаривание помады с образованием на заглазированной поверхности белых пятен.
В зависимости от основного сырья, входящего в состав помады, ароматических и вкусовых веществ она может быть сахарной, молочной, шоколадной, розовой и др.
♦ РЕЦЕПТ 22 (33).
САХАРНАЯ ОСНОВНАЯ ПОМАДА
Помада имеет белый цвет. Она приготовляется из сахара, патоки, эссенции и воды (30% к массе сахара). Технология изготовления ее пригодна с небольшим изменением, и для других помад.
Натоку иногда заменяют инвертным сиропом, учитывая, что 1 кг патоки равен 1,1 кг инверта. Для инверсии сахарозы в самом процессе приготовления сиропа для помады следует добавлять кислоту (0,1% кристаллической лимонной кислоты к массе сахара), предварительно растворив ее в равном количестве воды.
Технологический процесс изготовления помады состоит из следующих фаз: растворение сахара и варка помадного сиропа; охлаждение помадного сиропа; сбивание сиропа в помаду; выстаивание помады; ароматизирование и окраска помады.
При изготовлении помады в открытый варочный котел засыпают сахар, заливают его горячей водой (около 30% к массе сахара) и раствор помешивают до растворения сахара. С уменьшением воды сахар растворяется не полностью, при слишком же большом количестве ее процесс уваривания сиропа удлиняется. Для скорости и полноты растворения сахара большое значение имеет соответствующая температура раствора.
После растворения сахара следует смыть мокрой кисточкой в раствор налипшие на внутренние стенки котла кристаллы, затем увеличить нагрев и варить сироп без помешивания.
Смывание необходимо производить для предупреждения дальнейшего кристаллообразования и «огрубения» помады.
В начальной стадии закипания раствора на поверхность его всплывут находившиеся в сахарном песке примеси, при этом образуется пена, которая может перелиться через край котла. В момент сильного ценообразования следует ослабить нагрев, сбрызнуть пену холодной водой при помощи кисточки и, когда пена растечется по краям котла, удалить ее шумовкой с поверхности сиропа.
После прекращения пенообразования котел покрывают крышкой, и дальнейшее уваривание сиропа продолжается без перемешивания. Парообразование под крышкой котла предотвращает засахаривание сиропа на его стенках. Нагрев должен быть сильным, медленное уваривание сиропа приведет к потемнению помады. Уваривать сироп следует до температуры 115–117°С, т. е. до пробы на мягкий шарик. Уваривание сиропа до этой плотности в открытом варочном котле (при порции готовой помады 24 кг) продолжается около 25 мин с начала кипения. Затем в котел вливают предварительно подогретую до 45–50°С патоку или инвертный сироп, при этом плотность сиропа снижается, в связи с чем необходимо продолжать уваривание снова до пробы на мягкий шарик. Если вместо патоки или инверта для инверсии используется кислота, то после закладки ее в сироп процесс уваривания должен быть закончен очень быстро, в течение 2–3 мин. Длительная варка приведет к более полной инверсии сахарозы и к ухудшению качества помады.
Варка помадного сиропа в вакуум–аппаратах продолжается приблизительно в два раза меньше, чем в открытом варочном котле при том же нагреве.
Если уваренный помадный сироп, представляющий собой пересыщенный сахарный раствор влажностью 11–13%, оставить в обычных температурных условиях производства, то при медленном охлаждении в нем будут образовываться крупные кристаллы, что сделает помаду очень грубой. Чтобы кристаллизация сиропа происходила более равномерно и кристаллы были бы возможно мельче, необходимо подвергнуть сироп искусственному равномерному и быстрому охлаждению.
Оптимальная конечная температура охлаждения сиропа 30–40°С. При этой температуре обеспечиваются условия для образования наиболее мелких кристаллов и сохраняется такая вязкость сиропа, которая не затрудняет дальнейшую обработку полуфабрикатов. Более низкая температура будет способствовать тому, что вязкость сиропа повысится и обработка его затруднится. При более высокой температуре образуются крупные кристаллы.
Существует два основных способа охлаждения сиропа. При первом способе сироп в течение всего периода охлаждения находится в неподвижном состоянии на большой открытой поверхности (на специальных столах).
Второй способ охлаждения осуществляется в агрегате непрерывного действия для производства помады. Уваренный в варочной колонке агрегата помадный сироп непрерывно поступает в горизонтальную шнековую помадосбивальную машину, где шнек, имеющий частоту вращения 350 об/мин, продвигает вперед поступающий сироп и сбивает его в помаду. При этом в цилиндр машины подается воздух, и сироп охлаждается вследствие непрерывной подачи в рубашки цилиндров, воды температурой 12–15°С.
Столы для охлаждения помадного сиропа бывают с мраморными и металлическими крышками, под ними циркулирует, холодная вода, или охлажденный раствор. Стол имеет бортики или съемные металлические четырехгранные рейки.
Горячий уваренный сироп выливают на охлажденную и смоченную водой поверхность стала слоем 20–30 мм. Снизу сироп охлаждается интенсивнее. Для большей равномерности охлаждения и кристаллизации, а также для предотвращения образования корочки поверхность сиропа необходимо обильно смочить водой, которая, затем может быть использована в варке сахарных сиропов.
Охлаждение сиропа на столе до 30–40°С в зависимости от толщины слоя и способов выполнения этой операции длится от 20 до 40 мин.
Большая вязкость охлажденного сиропа препятствует дальнейшему процессу кристаллизации, благодаря чему создается устойчивое равновесие между твердой и жидкой фазами.
Энергичное сбивание и охлаждение сиропа в помадосбивальных машинах — основные факторы, влияющие на процесс кристаллизации. Сбивание в зависимости от степени механизации предприятия производится по–разному.
При отсутствии машин или при малой порции помады сбивание осуществляют при помощи металлической лопатки в бачке или непосредственно на охлаждающем столе, перелопачивая сироп. Оно продолжается 10–20 мин. Во время сбивания сироп постепенно мутнеет, сохраняя некоторое время ту же вязкость. Внешним признаком начала образования помады является побеление массы. Одновременно с этим резко увеличивается вязкость ее и повышается температура, что является признаком выделения кристаллов.
Сбитая помада превращается в ком белого цвета.
Для сбивания помады применяются различные машины: универсальная месильная машина с Z–образными лопастями, вращающимися навстречу одна другой с разным числом оборотов (1:2); в виде чаши с плоским дном и вращающейся горизонтальной мешалкой пропеллерного типа; шнековая непрерывного действия и др. Наиболее совершенной является машина непрерывного действия («Пушка»), в ней горячий сироп охлаждается и сбивается в помаду.
Продолжительность сбивания порции помады в месильных машинах при частоте вращения 40 об/мин 10–12 мин.
Рекомендуется дать сбитой' помаде 10–15–минутную отлежку в месильной машине, вновь включить машину и немного «отмять» помаду, снова доведя ее до однородного состояния.
После этого помаду перекладывают в металлические бачки или лотки, покрывают для предотвращения образования корки влажным пергаментом или тканью и выстаивают от 6 до 24 ч.
Выстаивание помады необходимо для продолжения незакончившегося процесса кристаллизации и равномерного распределения жидкой фазы между кристаллами (помада «созревает»).
Перед употреблением помады для глазировки изделий необходимую порцию ее после выстаивания разогревают при интенсивном помешивании лопаткой до 45–55°С. При недостаточном перемешивании помада может подогреться неравномерно, что приведет к быстрому засахариванию ее, потере глянца и к появлению на заглазированной поверхности изделия трещин и «зайцев» (белых пятен). Разогрев производится в бачке на водяной бане, непосредственно на плитках (газовой, электрической) или в котелках с паровой рубашкой. При большом расходе помады можно установить специальный электроподогреватель.
В результате подогрева помада становится текучей, что необходимо для глазировки изделий.
Правильно приготовленная мелкокристаллическая помада должна быть глянцевой (матовость помады является дефектом), заглазированная поверхность изделий — гладкой, сухой, не липкой.
Процесс черствения помады, наблюдающийся во время хранения заглазированных изделий, сопровождается потерей воды. При черствении жидкая фаза помады, теряя влагу, выделяет часть сахара в виде кристаллов в твердую фазу, в результате чего помада отвердевает.
Для создания малочерствеющей помады при ее изготовлении прибавляют белки (0,2% к массе сахара), препараты инвертина, инвертазы и др.
Особенности приготовления помады и требования к качеству ее для разных сортов изделий указываются при описании технологии этих сортов.
Виды и причины брака помады
- Помада засахаренная с выступившими белыми пятнами выкристаллизовавшегося сахара («зайцами»).
Причины брака: значительный перегрев помады (свыше 60°С) при разогревании ее перед глазировкой и плохое перемешивание; недостаточное количество патоки или инверта в помаде; варка помады в котле с засахаренными стенками; выливание помады после варки на стол со следами засахаренной помады или на недостаточно охлажденный стол; охлаждение помадного сиропа на охлаждающем столе толстым слоем. - Помада грубая, не глянцевитая.
Причины брака: недостаточное количество патоки или инверта; взбивание недостаточно охлажденного помадного сиропа; небольшой перегрев помады перед глазировкой. - Помада быстроотмокающая.
Причины брака: излишнее количество патоки или инверта в помаде; добавление патоки в сироп в начале варки; недостаточное уваривание помадного сиропа.
РЕЦЕПТУРЫ НА 1 Т ПОМАДЫ
Ароматизирование и окраска помады. Помаду можно ароматизировать различными эссенциями, наливками, виноградными винами, фруктовыми соками, сиропами, соками из компотов. Одновременно с этим ее можно окрасить естественными и синтетическими пищевыми красками.
При ароматизации следует сочетать вкус и аромат помады с ее окраской, вкусом пирожного и торта и тех отделочных полуфабрикатов, которые в них заложены.
Ароматизация и окраска белой помады, приготовленной по данному рецепту, производится при разогреве ее непосредственно перед глазированием. Разными ароматизаторами и красками можно создать многие вкусовые й цветовые оттенки, улучшающие качество тортов и пирожных.
Ниже приводятся дозировки вкусовых веществ для ароматизации белой основной помады при получении кофейной, лимонной, розовой и фисташковой помады. На помады шоколадную и молочную имеются специальные рецептуры.
♦ РЕЦЕПТ 23.
ПОМАДА КОФЕЙНАЯ
При разогреве 1 кг белой помады добавляют 80 г кофейного ликера или 160 г кофейного настоя. Если нужно создать более интенсивный колер, то следует добавить немного жженки. Для приготовления кофейного настоя на 1 л кипятка берут 50 г натурального молотого кофе. После кипячения на слабом огне в закрытой посуде в течение 5–10 мин и 30–минутной выстойки кофейный настой процеживают через втрое сложенную марлю, охлаждают, снова процеживают и в охлажденном виде используют для ароматизации.
♦ РЕЦЕПТ 24.
ПОМАДА ЛИМОННАЯ
При разогреве 1 кг белой помады добавляют сок от двух лимонов, или 80 г лимонного ликера, или несколько капель лимонной эссенции.
♦ РЕЦЕПТ 25.
ПОМАДА РОЗОВАЯ
При разогреве 1 кг белой помады добавляют 80 г ликера розового, вишневого, черносмородинового, клубничного или земляничного, а также несколько капель краски кармин. Вместо ликеров можно использовать натуральный сок ягод.
♦ РЕЦЕПТ 26.
ПОМАДА ФИСТАШКОВАЯ
При разогреве 1 кг белой помады добавляют 80 г натурального сиропа из крыжовника или яблок и 5 г вина яблочного десертного, крыжовникового, сливового десертного или грушевого. Для придания цвета добавляют несколько капель желтой краски тартразин и синей — индиго.
♦ РЕЦЕПТ 27 (34).
ПОМАДА ШОКОЛАДНАЯ
Готовую помаду, приготовленную по рецепту 22 (33), разогревают до температуры 50–55°С, затем в нее добавляют порошок какао, жженку, ванильную пудру и все перемешивают до получения однородной массы. При небольшой потребности в шоколадной помаде разогрев и приготовление ее можно производить в котелке с водяной баней.
♦ РЕЦЕПТ 28 (32).
ПОМАДА МОЛОЧНАЯ
Готовая помада имеет бледно–коричневую окраску и нежный сливочно–молочный вкус.
Технология изготовления молочной помады такая же, как сахарной основной помады, приготовляемой по рецепту 22 (33), но в связи с большим количеством молока процесс уваривания помадного сиропа продолжается дольше. Ванильную пудру добавляют в охлажденный сироп перед сбиванием помады.
♦ РЕЦЕПТ 29.
«ТЕАТРАЛЬНАЯ ПОМАДКА»
Для украшения боковых сторон н поверхности тортов используют помаду в виде круглых лепешек разных цветов диаметром от 15 до 30 мм, различной толщины.
Эти лепешки формуют из обычно приготовленной помады следующим образом. Полотняные полотенца смачивают в холодной воде, хорошо отжимают и расстилают на мраморных или металлических столах. Разогревают помаду до 55–60°С, подкрашивают ее в желательные цвета и быстро выливают в металлическую конусную воронку с ручкой п круглой палочкой, вставленной в воронку сверху и своим концом плотно закрывающую нижнее отверстие ее, имеющее диаметр 7–8 мм. Наполненную горячей помадой воронку переносят на правый, дальний, конец полотенца п проносят ее вдоль края полотенца справа налево. При этом быстрым движением правой руки приподнимают и опускают палочку, открывая и закрывая нижнее отверстие конуса. Когда отверстие открыто, из него вытекает на полотенце порция помады, которая сразу растекается в круглую лепешку. Величина лепешки зависит от размера выпущенной порции помады и отчасти от температуры ее (более горячая помада будет больше расплываться).
Остывшая лепешка имеет слегка выпуклую верхнюю и плоскую нижнюю стороны. Если для украшения тортов используются одинарные лепешки, то после затвердевания их переворачивают плоской влажной стороной кверху и подсушивают. При использовании лепешек в сдвоенном виде сразу после снятия с полотенца каждые две лепешки склеивают плоскими непросушенными сторонами.