Марципан — вязкая пластичная масса, изготовленная из миндаля (арахиса, кешью), сахара и патоки. Кроме этих основных компонентов в марцппан входят также коньяк, эссенции, краски. Можно приготовить густой и жидкий марципан.
Таким же способом шприцуют дубовые листья, которые представляют собой нарядные украшения для тортов. Пергамент накладывают на рисунок маленького листочка (при даличии опыта можно шприцевать п без рисунка) и из корнетика сначала обводят шоколадом контур листка, а затем заливают середину его. После этого тыльной стороной конца ножа проводят по середине шоколадного листка линию, а к ней по бокам косые короткие линии, имитирующие прожилки листка.
Марципан густой представляет собой вязкую массу, по консистенции похожую на пластилин. Из этой массы при помощи форм или бее форм (вырубкой) можно изготовлять разнообразные фигурки животных и птиц, имитированные овощи, ягоды, грибы и др. Отформованные Или вырезанные фигурки раскрашивают разными пищевыми красками, что придает им художественный и естественный вид. Изготовленные фигурки затвердевают и могут храниться длительное время, оставаясь съедобными.
Марципан жидкий имеет более высокую влажность, чем густой, и используется он для прослойки выпеченных полуфабрикатов при изготовлении тортов и пирожных.
Различают два способа изготовления марципана: сырцовый и заварной, причем имеются разные рецептуры. Ниже приводятся две рецептуры для густого и одна — для жидкого марципана.
РЕЦЕПТУРА НА 1 m МАРЦИПАНА1
1 Приводимая рецептура на марципан из миндаля для пирожных и тортов помещена в письме Технического управления б. Министерства промышленности продовольственных товаров РСФСР от 30/V 1957 г. № 71–17–92 р.
МАРЦИПАН ГУСТОЙ
♦ РЕЦЕПТ 87.
МАРЦИПАН ГУСТОЙ
При изготовлении марципана по этой рецептуре миндаль можно заменить индийским орехом кешью, в этом случае при введении в марципановую массу коньяка необходимо добавить для улучшения запаха и вкуса миндальную эссенцию из расчета 0,5 «г на 1 г марципана.
СЫРЦОВЫЙ МАРЦИПАН
Ядра миндаля всыпают в котел, ошпаривают кипятком и после набухания очищают от кожицы. Очищенные ядра насыпают на листы и подсушивают при 40–50°С до влажности около 4%. Нельзя поджаривать миндаль до покраснения, так как марципан из него будет иметь не белый, а серый цвет. Для получения 1 кг подсушенного миндаля следует брать 1,2 кг сырого. Соответственно этому на 1 т марципана пойдет 421 кг сырого миндаля (35х1,2).
При определении сухих веществ в наборе сырья не учтены пищевые краски, так как они могут или совсем не использоваться, или дозировка их может изменяться.
Подсушенный очищенный миндаль пропускают через вальцовку (мясорубку) для превращения его р мелкую крупку. Миндальную крупку смешивают с сахарной пудрой и патокой, 2–3 раза пропускают смесь через вальцы при постепенном их сближении и таким образом растирают смесь в однородную тестообразную массу. При отсутствии вальцовой машины смесь можно 2–3 раза пропустить через мясорубку, каждый раз заменяя решетку более частой.
Массу загружают в котел или тестомесильную машину и смешивают ее с коньяком или крепким десертным вином.
Готовый марципан должен быть вязким, пластичным, белым. Если марципан получился слишком густым, то в него можно добавить патоку или холодную кипяченую воду, если слишком мягким, то сахарную пудру, после чего марципан следует снова перемешать.
Марципан сырцовый и заварной приготовляют и без патоки, в этом случае он будет быстрее засыхать.
Основной недостаток сырцового марципана — склонность его к закисанию, преимущество — быстрота изготовления.
Можно окрашивать отдельные порции марципана в какой–либо определенный цвет, а также производить художественную раскраску изготовленных из марципана изделий и украшений.
ЗАВАРНОЙ МАРЦИПАН
При одном и том же количестве сырья (по массе) в рецепт туре потери сухих веществ в сырцовом и заварном марципане разные. Это объясняется тем, что в сырцовом марципане все сырье используется непосредственно в натуральном виде, а в заварном — сахарный песок и патоку предварительно уваривают в сироп до влажности 11%, что уменьшает количество сухих веществ.
Миндаль ошпаривают, очищают от кожицы и подсушивают при 40–50°С на листах до влажности около 4%. Подсушенный миндаль растирают, пропуская его 2–3 раза через вальцы, в крупку, а затем в тонкий порошок, который загружают в котел. Одновременно с этим из сахарного песка, патоки и воды уваривают сироп до температуры 121°С (проба на средний шарик). Сироп готовят по специальной рецептуре.
После приготовления сиропа тертое ядро заваривают, для чего в него постепенно вливают тонкой струйкой горячий сироп при непрерывном помешивании до получения массы однородной консистенции. Заваренную массу выкладывают в противни или в другую посуду для охлаждения примерно в течение часа. В процессе охлаждения масса кристаллизуется. После этого к ней добавляют сахарную пудру и коньяк и растирают на вальцовой машине, пропуская через нее 2–3 раза до образования однородной массы.
РЕЦЕПТУРА НА 1 m СИРОПА ДЛЯ ЗАВАРНОГО МАРЦИПАНА
Заварной марципан можно заготовлять впрок, при хранении его следует покрывать влажным полотенцем. Перед использованием марципан отминают в месильной машине, иногда в него добавляют воду. Украшения и изделия из заварного марципана, могут храниться долго.
♦ РЕЦЕПТ 88.
АРАХИСОВЫЙ ЗАВАРНОЙ МАРЦИПАН
Вкусовые качества арахисового заварного марципана ниже, чем марципана из миндаля. По приведенной рецептуре в Таллине и Риге вырабатывают большое количество фигурок животных развесом около 100 г. Будучи художественно раскрашены и парафинированы, они производят впечатление статуэток, используемых в качестве комнатных украшений. Фигурками из этого марципана украшают также и торты.
РЕЦЕПТУРА НА 1 т АРАХИСОВОГО МАРЦИПАНА1
1 Рецептура на приготовление фигурок, фруктов и овощей из арахисового марципана установлена Министерством пищевой промышленности СССР (распоряжение 198–ц от 28/IX 1950 г.)
Арахисовый марципан приготовляют следующим образом. Арахис подсушивают до влажности около 4% и очищают от кожицы; затем орех дробят на дробильной машине, пропуская его не менее трех раз через вальцы, зазор между которыми каждый раз уменьшают. Полученную ореховую массу загружают в месильную машину с двумя Z–образными горизонтальными лопастями, в процессе замеса добавляют последовательно патоку, сахарную пудру, растворенное сухое молоко и спирт. Продолжительность замеса около 30 мин. Предусмотренное рецептурой количество сахарного песка уваривают с водой в сироп до температуры 123°С (проба на средний шарик). Воды берут 25–30% к массе сахара.
Когда консистенция смеси станет тестообразной, включают обогрев корыта машины и вливают горячий сахарный сироп тонкой струйкой в перемешиваемую массу; затем в течение часа производят варку марципана в котле, обогреваемом паром под давлением 3 ат, при перемешивании; конечная температура марципана 80°С.
Охлаждают марципан в месильной машине с помощью холодной воды, пропускаемой через рубашку машины. Можно раскладывать тесто в открытые противни для остывания в условиях обычной температуры цеха. Эссенцию добавляют при охлаждении марципана во избежание ее испарения.
ЖИДКИЙ МАРЦИПАН
♦ РЕЦЕПТ 89.
ЖИДКИЙ МАРЦИПАН
Жидкий марципан приготовляют из густого заварного марципана, перемешивая его с сиропом для промачивания изделий и дополнительной порцией коньяка.
РЕЦЕПТУРА НА 1 m ЖИДКОГО МАРЦИПАНА
Жидкий марципан используют для прослойки бисквитных и других лепешек при изготовлении тортов и пирожных. Из пего можно также делать орнаменты и цветы, отсаживая их из полотняного мешка через металлические трубочки, что, однако, требует значительного физического усилия.
ИЗДЕЛИЯ И УКРАШЕНИЯ ИЗ ГУСТОГО МАРЦИПАНА
Фигурки из густого марципана не лепят вручную, так как это очень трудоемкая работа, а формуют в металлических, серных, гипсовых или пластмассовых формах. Любая фигурка из фарфора, фаянса, глины, металла, дерева, пластмассы, целлулоида, купленная в магазине, может служить моделью для изготовления серной или гипсовой формы.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ СЕРНЫХ И ГИПСОВЫХ ФОРМ
Для изготовления формы можно использовать мягкую глину или отходы марципана. Материал (глину или марципан) следует хорошо отмять и раскатать в пласт. Выбранную фигурку кладут плашмя на алюминиевую или железную пластину (можно на картон) и обкладывают глиной или марципаном с боков и сверху. Толщина слоя материала должна быть такой, чтобы он доходил до продольного шва фигуры и ровно и плотно обжимал все неровности фигуры по шву. Из того же материала раскатывают длинную ленту и делают из нее вокруг обкладки фигуры рамку со всех четырех сторон; высота рамки должна быть несколько больше лежащей в материале фигуры. Смазывают растительным маслом не заложенную материалом половину фигуры, а также внутреннюю поверхность материала, окружающего фигуру и рамку. На внутренних бортах рамки накалывают деревянной палочкой конусные несквозные ямки. В эти ямки попадает жидкая сера; после снятия рамки на боковых сторонах серной заливки получаются шипы, нужные для укрепления серы в гипсе. Серу кладут в котелок и разогревают до жидкого состояния. Растопленной серой заливают всю внутреннюю часть рамки, т. е. выступающую из глины или марципана продольную половину фигуры, и поверхность материала сплошь до верхнего уровня бортов рамки. После застывания серы, продолжающегося 10–15 мин, весь блок переворачивают поверхностью серы вниз; затем осторожно снимают рамку и обкладку из глины или марципана вокруг фигуры. Застывшую серу с четырех сторон обкладывают новой рамкой из того же материала (глины, марципана). В застывшей сере сверлят в четырех местах вокруг фигуры неглубокие конусные ямки, в которые при заполнении попадает жидкая сера. После разделения формы на две половинки на одной остаются высверленные ямки, а на другой в этих же местах будут шипы, входящие в ямки при совмещении обеих половинок формы.
В новой рамке с внутренней стороны опять делают неглубокие несквозные ямки; затем выступающую из застывшей серы продольную половину фигуры, поверхность застывшей серы, ямки и рамку изнутри промазывают растительным маслом и заливают растопленной серой.
После 10–15–минутного остывания серы рамку снимают, серную форму разделяют по масляной прослойке и вынимают из середины фигурку. Получившиеся две половины формы, в каждой из которых имеется вогнутое изображение продольной половины фигуры, кладут на металлический лист отформованной стороной кверху, обкладывают каждую половину формы на некотором расстоянии рамкой из глины или отходов марципана и в промежуток между серой и рамкой наливают гипсовую кашицу, которую готовят из гипса и воды. При окантовке серы гипсом образовавшиеся шипы на боках серной заливки от углублений в рамке будут скреплять две массы — серу и гипс в плотную форму.
Подчистив мелкие заусеницы и обточив форму, можно формовать в ней марципановые, шоколадные и кандирные фигуры.
Описанный способ изготовления серных форм с гипсовой окантовкой годится и для форм из одного гипса, только вместо серы на всех операциях заливают гипсовую кашицу.
Следует учитывать, что сера дает более гладкую поверхность, чем гипс.
При изготовлении фигур из марципана в формах из гипса или серы внутреннюю часть их смазывают непахнущим и незастывающим пищевым жиром или опыливают сахарной пудрой.
Металлические и пластмассовые формы следует запудрить рисовым крахмалом, тальком или сахарной пудрой. Вместо формы можно припудрить кусок марципана, из которого будет формоваться фигура.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ СПЛОШНЫХ ФИГУР ИЗ МАРЦИПАНА
Куски марципана вкладывают порознь в две формы, представляющие собой половинки одной и той же фигуры, и прессуют. Излишки марципана срезают ножом так, чтобы марципан был на одном уровне с краями форм; затем складывают обе формы вместе для склеивания обеих половин фигуры и зажимают. После этого форму раскрывают, а фигуру, оставшуюся в одной форме, вынимают при помощи двух– или однозубцовой вилки. Марципановую фигуру укладывают для просушки в сахарную пудру, жареную муку или крахмал. Образовавшийся по линии склеивания половинок фигуры шов снимают острым ножом после суточной подсушки фигуры. Общая продолжительность сушки фигур по 100 г до затвердения составляет 3–5 дней.
При изготовлении барельефов из марципана используют форму только одной половины фигуры.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПУСТОТЕЛЫХ ФИГУР ИЗ МАРЦИПАНА
Пустотелыми делают только крупные марципановые фигуры. Раскатанный в пласт толщиной 2–5 мм марципан вдавливают по всем углублениям внутренности форм, излишек массы по краям срезают ножом, обе формы складывают так, чтобы марципановые стенки половинок фигуры плотно склеились. После суточной просушки массы форму раскрывают, изделия вынимают и укладывают для дальнейшей подсушки в толстый слой поджаренной муки или пудры, предварительно сделав в ней углубление.
После подсушки шов на фигуре зачищают и заглаживают ножом.
Изделия и украшения из марципана раскрашивают при помощи обыкновенных художественных волосяных кисточек № 2–16. Для нанесения тонких штрихов и точек используют мягкую кисточку, крапинок — жесткую, для окраски — широкую мягкую.
Отформованные, высушенные до затвердения и раскрашенные фигурки для лучшей сохранности и улучшения внешнего вида покрывают тонким слоем растопленного масла какао, кокосового масла или пищевого парафина. При этом фигурки насаживают на проволоку, опускают на полминуты–минуту в жидкое масло или парафин, вынимают и высушивают на той же проволоке. Парафин должен быть разогрет до 90°С, при пониженной температуре слой на фигурке получится толстым.
Украшения и изделия из марципана можно лакировать.
Плоды из марципана лепят вручную или формуют в формах, раскраска марципана должна соответствовать природной, плоды лакируют, в них вставляют плодоножки из марципана. Для получения неровной, бугорчатой поверхности клубники обсыпают ягоды окрашенным в желтый цвет сахарным песком, апельсины прокатывают по ровному слою крупнозернистой манной крупы. Абрикосы и персики обсыпают очень тонко натертой и просеянной бисквитной крошкой.
Для грибов — боровиков, подосиновиков, подберезовиков, мухоморов — лепят отдельно шляпки и ножки. Рыжики, грузди лепят целиком из одного кусочка марципана. Оборотную сторону шляпки делают при помощи тупого ножа, отверстия в ножках рыжиков и других грибов — с помощью острой палочки.
Розы из марципана изготовляют аналогично розам из сахарной сырцовой мастики (см. рис. 39, 40). При этом во избежание появления корочки на поверхности лепестков, вырубленных из пласта марципана, их до использования укладывают под опрокинутую вверх дном чашку или тазик. Слегка подсушенные в цехе лепестки подклеивают к грушевидной основе розы.
При изготовлении декоративных букетов из марципана для длинных стеблей цветов берут миллиметровую нержавеющую проволоку, которую покрывают зеленым жидким марципаном, к ней прикрепляют цветы и листья.
Имитированные кушанья из окрашенного марципана можно сделать очень искусно. Так, из розового марципана изготовляют сосиски, сардельки и колбасу со шпиком. Раскатав неширокий длинный пласт, на него раскладывают в разных местах кусочки белого марципана разной формы и длины; затем пласт свертывают в плотный рулет, подсушенную верхнюю корочку запудривают под цвет копченой колбасы. При разрезании на поперечные косые куски получатся ломтики колбасы с прожилками шпика.